«Вымпелком» первым среди сотовых операторов зафиксировал влияние повышения НДС и отмены роуминга в России на финансовые показатели: выручка компании в мобильном сегменте сократилась во втором квартале на 1,1% год к году, до 57 млрд руб. Проблемы могут быть вызваны не столько регуляторными факторами, сколько неудачной конкуренцией с Tele2, не исключают аналитики. Впрочем, из-за конкурентной борьбы в полной мере переложить расходы на потребителей, скорее всего, не сразу удастся и всей отрасли.
По итогам второго квартала 2019 года сервисная выручка «Вымпелкома» в мобильном сегменте снизилась на 1,1% к аналогичному периоду прошлого года, до 57 млрд руб., следует из отчетности оператора (.pdf), опубликованной 1 августа. В компании объясняют это негативным воздействием повышения в России НДС с начала года с 18% до 20%, а также отмены внутрисетевого роуминга, законодательно закрепленной с 1 июня 2019 года. Общая выручка оператора при этом осталась на уровне аналогичного квартала 2018 года и составила 72,6 млрд руб.
Операторы связи готовились к отмене НДС заранее: как сообщал “Ъ” 24 декабря 2018 года, компании уже в конце года начали оповещать абонентов об изменении стоимости услуг. По данным Росстата, в июне 2019 года абонентская плата за услуги сотовой связи в среднем по стране выросла на 2,22% год к году, тогда как общая инфляция составила 4,66% год к году, отмечает портфельный менеджер «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. «Очевидно, операторам не удалось в полной мере переложить повышение НДС на потребителей»,— констатирует он.
По мнению господина Нигматуллина, вслед за «Вымпелкомом» относительно слабую отчетность представят и другие операторы.
Наращивать цены в достаточной степени рынок не может из-за усиления конкуренции, полагает он, приводя в пример продолжающуюся экспансию Tele2 и виртуальных операторов, работающих на сети этого оператора, а также «агрессивную ценовую политику МТС». Повышение НДС все же будет отыграно рынком связи, но в среднесрочной перспективе, считает заместитель директора группы корпоративных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства Александр Гущин.
Именно конкуренция с Tele2 и отток абонентов, а не увеличение НДС и отмена роуминга могли стать причиной ухудшения показателей «Вымпелкома», считает аналитик «Ренессанс Капитала» Александр Венгранович. Согласно отчетности, база клиентов мобильного сегмента «Вымпелкома» уменьшилась на 3,7% к аналогичному периоду прошлого года, до 54,3 млн, что объясняется сокращением продаж через альтернативные каналы дистрибуции после расширения сети собственных монобрендовых магазинов.
Юлия Тишина




SIA.RU: Главное