И через 3 месяца после того, как Белый дом запретил покупки иранской нефти, она продолжает отправляться в Китай и помещается в так называемые «таможенные хранилища», сообщают источники, знакомые с операциями в нескольких китайских портах. Эти поставки не пересекают местные таможни, не отображаются в данных об импорте страны и не обязательно нарушают американские санкции против Ирана.
[photo 50875]
Пока этот объем нефти остается вне рыночного обращения, однако его наличие «нависает» над рынком, угрожая рано или поздно проникнуть на него, обрушив нефтяные котировки.
Данный запас нефти потенциально способны снизить мировые цены, если китайские нефтепереработчики решат использовать его, даже несмотря на то, что ОПЕК и ее союзники сдерживают производство по мере замедления роста основных экономик. Это также позволяет Ирану продолжать добычу нефти и ее продвижение ближе к потенциальным покупателям.
«Поставки иранской нефти уже несколько месяцев поступают в китайские таможенные хранилища, и продолжают это делать, несмотря на усиление контроля», — отметила Рейчел Ю, аналитик отраслевого консультанта FGE в Сингапуре. «Мы можем понять, почему производитель стремится к этому, поскольку увеличение поставок у ключевых покупателей явно выгодно для продавца, особенно если в какой-то момент санкции будут ослаблены».
Как показывают данные отслеживания танкеров Bloomberg, увеличивается объем иранской нефти, направляющейся в китайские резервуары для хранения на таможенных складах. По крайней мере 10 очень крупных перевозчиков сырой нефти и два небольших судна, принадлежащих государственной Национальной Иранской Нефтяной Компании и ее подразделению, в конце июля двигались в направлении Китая или простаивали у его побережья. Их суммарная грузоподъемность составляет более 20 млн баррелей.
Основная масса иранской нефти в китайских нефтехранилищах по-прежнему принадлежит Тегерану и, следовательно, не нарушает санкции, считает Пекин. Нефть формально не пересекла китайскую таможню, поэтому теоретически «находится в пути».
Однако часть этой нефти принадлежит китайским компаниям, которые, возможно, получили ее в рамках схем «нефть в обмен на инвестиции». Например, одна из китайских компаний могла помочь в финансировании производственного проекта в Иране в рамках соглашения о возмещении в натуральной форме. Неясно, нарушает ли подобный вид сделок санкции, и поэтому, по мнению источников, фирмы держат такую нефть на таможенном хранении, чтобы избежать официального контроля, под который нефть подпадет, если будет зарегистрирована на таможне.
Отсутствие ясности с санкционным режимом
Вашингтону еще предстоит четко решить вопрос о наращивании иранской нефти в китайских таможенных хранилищах. Белый дом 2 мая отменил исключения из антииранских санкций, позволявшие некоторым странам продолжать импортировать нефть из Ирана.
Следовательно, в настоящее время не существует каких-либо исключений из запрета на импорт иранской нефти, поэтому любая страна, покупающая ее у Ирана, будет нарушать санкции, отметил высокопоставленный чиновник администрации Трампа, просивший не называть его имени, потому что он не был уполномочен делать публичные заявления по этому вопросу.
«США теперь должны определить, каким образом они будут количественно определять нарушение санкций», — заявила Мишель Мейдан, директор Китайской энергетической программы в Оксфордском институте энергетических исследований. По ее словам, нет ясности в том, будут ли в качестве нарушения рассматриваться «финансовые операции или погрузка и разгрузка грузов компанией или иным субъектом права».
По данным отслеживания судов, с января по май Китай получил около 12 млн тонн иранской нефти против примерно 10 млн, которые прошли таможенную очистку за этот период. Это расхождение может быть связано с поступлением нефти в таможенное хранилище.
Огромные запасы Ирана
В то же время на этой неделе компания Kpler, анализирующая энергетические данные, сообщила, что объем нефти в плавучих и наземных хранилищах Ирана превысила 110 млн барр., отметив, что ее количество в плавучих хранилищах увеличилось почти в 2 раза за последние 2 месяца.
По словам Kpler, объем нефти, находящейся в плавучих хранилищах, достиг 56 млн барр., поскольку экспорт продолжал снижаться, упав до 417 тыс. баррелей в сутки (б/с) в июле с 532 б/с в июне. В начале этой недели запасы нефти на суше составляли 55,5 млн барр. Это на 11 млн барр. больше, чем в середине мая, незадолго до истечения срока действия исключений из антииранских санкций. Запасы на суше, вероятно, продолжат неуклонно расти, т. к. плавучие хранилища работают вблизи производственных мощностей.
Между тем, иранская нефть также увеличивает китайские запасы. С отметки в 3,2 млн барр., достигнутой в середине июня, стратегический запас нефти Китая в северо-восточной провинции Ляонин на сегодняшний день достигли 6 млн барр.
Kpler также отметил, что Китай стал крупнейшим покупателем нефти в Иране после отмены санкций США в мае. В июне Иран экспортировал нефть и конденсат в Китай в объеме 174 тыс. б/с, из которых 2/3 было отгружено после истечения срока действия исключений из антииранских санкций. В июле объемы этих поставок значительно увеличились до более чем 360 тыс. б/с.
Турция также импортирует иранскую сырую нефть растущими темпами, несмотря на риск нарушения антииранских санкций и ответных действий со стороны Вашингтона. Вероятно, поставки в Сирию также продолжаются, хотя на данный момент нет полной информации об этом, отмечает Kpler, поскольку иранские танкеры отключают свои геолокационные устройства в Средиземном море.
Таким образом, в иранских хранилищах находится более 110 млн барр. нефти, готовых к в любой момент обрушиться на рынок, снизив нефтяные цены. Поскольку нет шансов на то, что США внезапно пересмотрят свою позицию по Ирану, этот объем нефти будет только увеличиваться. Вероятность взрыва этой «бомбы» в данный момент очень мала, но со временем она будет лишь увеличиваться.
Читайте также:
Кроме того, если иранская нефть покинет китайские таможенные хранилища и попадет на нефтяной рынок, это окажет значительное давление на цены, отмечают в Merrill Lynch. Вместе с усилением внешнеторгового противостояния, все это делает среднесрочные перспективы нефтяного рынка достаточно мрачными.
«Дальнейшая эскалация американо-китайского конфликта может в совокупности значительно ослабить глобальный экономический рост и будет стимулировать сотрудничество между Ираном и Китаем», — говорится в аналитической заметке Bank of America Merrill Lynch. «Если китайские нефтепереработчики начнут закупать иранскую нефть в больших объемах на постоянной основе, когда американские пошлины вновь увеличатся, WTI может упасть до $40 за баррель».
По материалам bloomberg.com и oilprice.com