В каком направлении движется интернет-торговля? Как законодательные инициативы в России могут изменить не только рынок онлайн-ритейла, но и повлиять на весь малый и средний бизнес? Как в Китае добились того, что люди даже за продуктами не ходят в магазины? Новые возможности в продвижении товаров и услуг с помощью интернет-торговли обсудили на Байкальском международном форуме партнеров.
«Триггерами роста могут стать фармацевтика и алкоголь»
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2018 году объем рынка электронной коммерции составил 1,25 трлн руб. 62% рынка занимают внутренние российские игроки, 38% – трансграничная торговля. Отрасль стабильно растет на уровне 12% в год.
Чернигов Леонид, директор ЦТТ ИГУ, CEO в InLermontov:
– Основной прирост обеспечивается тем, что «вливаются» новые покупатели. Если говорить о количестве покупок и среднем чеке на одного покупателя, увеличения пока не происходит.
Что может стать триггерами роста? В первую очередь надо назвать фармацевтическую отрасль и торговлю алкогольной продукцией, потому что пока законодательные нормы ограничивают торговлю этими товарами, т.е. в случае отмены можно ожидать их существенный рост.
Косвенным триггером может стать формализация P2P отношений – коммерческих отношений между физлицами, особенно с учетом законодательства о самозанятых. Сейчас многие сделки в этой сфере проходят в серой зоне.
«Я очень редко хожу в магазины за продуктами»
В соседнем Китае онлайн-ритейл развивается куда более стремительными темпами – вместе с сопутствующей логистической инфраструктурой. Даже за продуктами жители КНР больше не ходят по магазинам: заказать все, что нужно, можно в интернете – и даже с учетом доставки во многих случаях это будет выгоднее для покупателя.
Ся Шао, представитель китайской делегации:
– Доставка в постаматы или в ближайшие магазины в Китае работает уже 2-3 года, это решило проблему последней мили для нас. Сейчас, покупая продукты, я очень редко уже хожу по магазинам: логистика, доставка до дома очень дешевая, и часто продукты с доставкой оказываются дешевле, чем в магазине.
Конечно, логистическая инфраструктура в Китае очень развита, поэтому просто скопировать систему, как в Китае, в другие страны невозможно. И тем более это невозможно реализовать в одном отдельно взятом городе. Но, на мой взгляд, вы можете применить технологию умного города, чтобы проанализировать потребности в товарах в конкретной области и доставлять популярные товары заранее, организуя уже только местную доставку.
«Законодательство изменит интернет-торговлю»
Доля пользователей интернета в Сибири выше, чем в среднем по России – 53% населения, при этом доля онлайн-покупателей в Сибири ниже, чем в среднем по стране – на одном из последних мест. На текущий момент из более 17 млн человек, проживающих в СФО, чуть менее 3,5 млн являются активными онлайн-покупателями. Проблема, в том числе, связана с тем, что компании, работающие в секторе интернет-коммерции, еще не дошли со своими логистическими центрами в Сибирь.
Кроме того, сейчас реализуется множество законодательных инициатив, которые очень сильно повлияют не только интернет-торговлю, но и развитие всего малого и среднего бизнеса.
Артем Глущенко, руководитель GR проектов компании «Яндекс.Маркет»:
– Это антимонопольное законодательство, законодательство в сфере защиты прав потребителей, дистанционная продажа лекарственных препаратов, алкоголя. Пройдусь по самым важным изменениям.
Полностью переписывают постановление правительства №612 «О правилах продажи товаров дистанционным способом». Для понимания – часть товаров запрещены к возврату после покупки, а в случае с онлайн-торговлей, по новому варианту постановления, вы должны будете вернуть любой товар в течение 7 дней. За два нарушения будет производиться блокировка ресурса. Это будет серьезным испытанием рынка, хотя добросовестные, скорее всего, подстроятся.
Следующий готовящийся законопроект – о досудебном онлайн-урегулировании споров. Если нарушены права потребителя, ему не обязательно будет сразу идти в суд: для решения таких споров, получения денег или обмена товара будут созданы специальные площадки. Сложности будут связаны с потребительским экстремизмом, когда потребители злоупотребляют своими правами. Например, в некоторых южных регионах компании могут терять на этом до 300 млн в год. Это очень большая проблема.
Третий – проект федерального закона о перечне условий договоров, ущемляющих права потребителей, недопустимых и несправедливых условий. Это будет мощным ударом по бизнесу, потому, что не прописаны четкие границы законопроекта, и контролирующие органы смогут его интерпретировать достаточно фривольно.
Законопроект о дистанционной продаже лекарственных препаратов должен был еще в июне пройти второе чтение, но его отложили на осень. Главным «тормозом» выступает Минздрав, который хочет, чтобы лекарства доставляли фармацевты. Но это, все понимают, сделает закон мертворожденным – в регионах нет такого количества фармацевтов, которые прошли длительное и дорогое обучение для того чтобы ходить с рюкзачком, разносить лекарства.
Дистанционная продажа алкоголя – также тяжелый законопроект. Он очень серьезно и долго обсуждается. Возможно, сначала разрешат продавать алкогольные товары только российского производства. С точки зрения потенциала, это способно привнести существенные отчисления в бюджет, обелить существующий серый рынок. Сейчас это порядка 4 000 сайтов.
Кроме того, серьезные изменения ожидаются в маркировке и прослеживаемости товаров. Создано предприятие, которое производит метки для маркировки таких товаров. Маркируется каждая единица товара. Стоимость 1 датчика – 50 коп, без НДС. С одной стороны, это правильная история, потому что обелит рынок, позволит ФНС и другим контролирующим органам полностью видеть движение товара, уберет контрафакт. Но сложность в том, что не весь бизнес понимает, как вводить товар в оборот, как его выводить. Особенно это касается электронной торговли, потому, что в ней существует множество разных бизнес-моделей, которые в принципе невозможно учесть в этом механизме.
Насколько я знаю, в регионах бизнес про это ничего не знает. Такая же история была в начале года, когда не знали, что начал действовать закон о товарных агрегаторах, по которому Роспотребнадзор стал нещадно штрафовать за малейшие нарушения и блокировать ресурсы.
«Личный контакт с клиентами важен»
Рынок ритейла стремительно меняется – меняется и финансовый сектор. Так, многие банки сегодня идут по пути диджитализации. Активно трансформируется банк ВТБ – переходя от классического провайдера финансовых услуг к модели цифровой среды обитания.
Александра Макарова, управляющий ВТБ в Иркутской области:
– Для нас важно сделать жизнь предпринимателей более мобильной и комфортной, мы активно развиваем дистанционные каналы банковского обслуживания и сервисы, которые существенно экономят время и помогают эффективно управлять бизнесом.
Мы являемся для клиента не просто провайдером банковских продуктов и услуг, а предоставляем качественно новую полноценную цифровую среду управления финансовыми потоками, выступаем надежным высокотехнологичным партнером, банком-экспертом, помогающим развитию бизнеса во всех аспектах.
Особое место в развитии цифровых сервисов занимает платформа «ВТБ Бизнес-Коннект». С ее помощью предприниматели со всей страны могут предлагать свои товары на российском рынке и выходить на крупнейшие международные маркетплейсы, такие как еВay, Amazon, Alibaba, Aliexpress. С помощью платформы можно находить поставщиков, покупателей, автоматизировать продажи. Еще мы сделали уникальный модуль «Экспорт-менеджер» – это выход на международные рынки в режиме «одного окна». На сайте доступны обучающие видео, а также заявки на меры господдержки экспортеров от Российского экспортного центра. Сейчас на платформе размещено уже более 500 тыс. наименований товаров от 3100 поставщиков со всей России.
«Платформа «ВТБ Бизнес-Коннект» помогает предпринимателям выбрать собственную экспортную стратегию, учит эффективно управлять бизнесом, дает возможность вывести рынок закупок малого объема на новый уровень. Это площадка доступна как клиентам банка, так и не клиентам.
Технологичные сервисы, инновационные продукты, скорость и качество обслуживания, новые цифровые каналы работы с клиентами – все это ставит новые задачи, серьезные вызовы. И мы к ним готовы. Но, несмотря на важность диджитал-технологий, мы не забываем о важности личного контакта с клиентами. Как показывает опыт, для клиента из малого и среднего бизнеса необходимо иметь возможность общаться с банком не только дистанционно, но и лично.
«Облака помогают онлайн-торговле»
Развитие интернет-торговли сопровождается развитием сопутствующих сервисов, например – облачных технологий. «Алибаба», например, сегодня много внимания уделяет развитию облачного сервиса, который на сегодняшний день является третьим в мире по величине.
Кроме того, компания помогает строить технологическую платформу для города Сиань – исторической и культурной «столицы» Китая. С помощью облачных технологий в городе осуществляется управление поставкой воды и электроэнергии, осуществляется мониторинг товарооборота.
Ван Чэнь, партнер проекта Центрального Аппарата Алибаба в Ханчжоу:
– Например, на сельхозферме, на которой выращивают арбузы, вся информация о товаре учитывается в облаке: сколько арбузов на поле, сколько поступило в продажу, сколько было продано и т.д. Эта информация учитывается и государственными органами, и банками, которые выдают кредиты ферме. Информацию о состоянии дел фермы также могут использовать и поставщики предприятия – семян, удобрений и прочего, что существенно упрощает задачи ведения и развития бизнеса.
Это система доверия. Подобным же образом, с помощью Ali-облака, мы можем обеспечивать безопасность торговли морепродуктами, свежими овощами. Отсканировав штрихкод, покупатель может узнать, как давно данный продукт был поставлен с завода, сколько он хранится.