Исходя из доклада Банка России о денежно-кредитной политике (ДКП), провал в темпах экономического роста в 2019 году сменится почти мгновенным выходом на рост в 2% ВВП в год уже с начала 2020 года с сохранением его на этом «потолочном» уровне до 2022 года. Инвестиционную активность ЦБ при этом почти полностью связывает с госрасходами — частные проекты в его расчетах до 2022 года большой роли не играют.
В прогнозе Банк России снизил оценки инфляции на 2019 и 2020 годы, но позднее заявил о сокращении разрыва ВВП со второго полугодия 2019 года и выходе экономического роста на потенциальный уровень в 2020 году. Центральным моментом доклада можно считать расчеты ЦБ, по которым в базовом сценарии прогноза динамика ВВП возвращается на уровень чуть выше 2% уже по итогам первого квартала 2020 года (экономический рост в последнем квартале 2019 года, исходя из этого, будет чуть ниже, чем в третьем, когда он составил 1,7%) — и далее будет ускоряться чрезвычайно медленно — к концу 2022 года ЦБ оценивает ее в 2,2%.
В целом в описании ЦБ экономика РФ — в значительной степени госэкономика, в которой госрасходы определяют экономическую динамику в первую очередь. «Годовой темп прироста инвестиций в основной капитал в III квартале 2019 г. составил 0,8% (II квартал 2019 г.: 0,6%). Рост вложений в основной капитал несколько ускорился, что отчасти было обусловлено динамикой инвестиционных расходов бюджета. Так, в III квартале годовой темп прироста капитальных расходов бюджетной системы повысился до 3,7% в номинальном выражении (II квартал 2019 г.: -4,5%). Положительный вклад госинвестиций в годовой прирост вложений в основной капитал в III квартале 2019 г. составил 0,3 п. п. В то же время инвестиции частного сектора сокращались. Инвестактивность предприятий сдерживали как общая макроэкономическая неопределенность, так и продолжающееся замедление роста потребительского спроса. Уровень инвестиций в основной капитал частного сектора вернулся к уровню начала 2018 г.» — эта цитата из доклада о ДКП выглядит вполне исчерпывающим описанием.
Выход на де-факто среднемировые темпы роста в 2020–2022 годах, предполагает ЦБ (прогнозы роста крупнейших экономик мира в прогнозе снижены, в том числе по Китаю до 5,5% в 2022 году), будет обеспечиваться «накоплением положительного эффекта» нацпроектов и бюджетного правила. Частные инвестиции могут усилить рост, но как на отдельный фактор на них, в сущности, не рассчитывают — по крайней мере до 2023 года.
Дмитрий Бутрин




SIA.RU: Главное