Прохладный прогноз по рынку криптовалют на уходящий год не оправдался. Курс биткойна взлетал выше $11,5 тыс. Власти во всем мире периодически демонстрировали жесткое отношение то к Libra Марка Цукерберга, то к Gram Павла Дурова. Но тем временем американские инвесторы лоббировали введение в оборот криптоактивов, а китайские фермы продолжали майнить биткойн. Неторопливый майнинг законодательства продолжался даже в России, так что надежда, хотя и слабая, на появление регулирования виртуальной сферы в наступающем году есть.
[photo 59855]
Виртуальные валюты начинали год сложно. Курс биткойна опустился до $3,5 тыс., многие уже списывали криптовалюту со счетов. Но затем к ней неожиданно проснулся интерес со стороны институциональных инвесторов, пошли запросы в американскую Комиссию по ценным бумагам (SEC) на создание фондов виртуальных активов. Россия решила не отставать от мирового тренда. FATF (группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием средств) рекомендовала принять национальный закон о цифровых финансовых активах (ЦФА) до конца года, и глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков ожидал, что это будет сделано уже в марте.
Возникающие задержки выглядели техническими. После того как Россию посетили представители FATF, которые оценили ситуацию на месте, принятие закона сдвинулось на апрель. Потом заговорили уже о конце июля. Но к этому времени чиновники и представители ЦБ уже спокойно обсуждали запуск в России криптовалюты в виде стейблкойнов, то есть с привязкой к каким-либо реальным активам, например к золоту. Глава Банка России Эльвира Набиуллина заявляла, что ЦБ готов поддержать ЦФА, если они не заменяют государственные деньги. К этому времени курс биткойна перевалил за $11,5 тыс.
Однако летом FATF обновила свои рекомендации в части регулирования цифровых активов. Новые поправки ужесточили контроль за деятельностью провайдеров криптовалютного рынка.
В такой ситуации майнинг виртуального законодательства затормозился. Кроме того, из законопроекта о ЦФА ко второму чтению были убраны положения, касающиеся существующих криптовалют. В середине года был принят лишь закон о привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ (о краудфандинге). По словам управляющего партнера юридической компании ЭБР Александра Журавлева, этот закон разрешает — с определенными ограничениями — проводить один из видов цифрового размещения активов.
Читайте также:
Но что там было размещать, если уже осенью по криптовалютному рынку ударили изо всех орудий и на Востоке, и на Западе. Народный банк Китая заявил о намерении принять меры по обнаружению и мониторингу компаний, деятельность которых касается сферы криптовалют, поскольку видит большие риски при инвестировании в них. Alibaba отказалась от перспективы принимать криптовалюты в качестве средства оплаты. А ведь на Китай приходится до 50% майнинга в мире. Европейские власти ополчились на виртуальную валюту Libra, которую продвигал Facebook (принадлежит Meta — признана экстремистской организацией и запрещена в России).
Тем не менее ставить крест на виртуальных валютах преждевременно. «Норникель» продолжает активно продвигать применение токенов в торговле металлами. Московская биржа не исключает их использования в торговле зерном. Впервые в России биткойн был внесен в уставный капитал компании. Но в целом РФ, кажется, хочет поучиться на чужих ошибках регулирования криптовалют. Попытки бежать впереди паровоза в этом вопросе чреваты серьезными рисками, заявил в декабре глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин.
Полина Смородская