Руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского Центра Карнеги — Александр Габуев рассказал изданию Коммерсантъ о связи эпидемиологии и экономики.
За два месяца после объявления о коронавирусе в Китае обычный китаист широкого профиля вроде меня неизбежно становится немного эпидемиологом: экономическое измерение кризиса почти неразрывно связано с медицинским.
По мере того как вирус все больше влияет на экономику, количество встреч с чиновниками и предпринимателями, посвященных эпидемии, растет, как число заболевших. Причем интересуют их не только заразность и смертельность вируса (здесь я могу лишь объяснить, почему мы до сих пор не знаем ответа), но и как долго продлится карантин в той или иной части Китая.
Услышав на первый взгляд успокоительный прогноз, что первыми из карантина выйдут приморские провинции, где и расположено большинство экспортно ориентированных заводов, а дольше меры сохранятся в провинции Хубэй, некоторые изменились в лице и схватились за голову. Как выяснилось, многие ключевые производители компонентов микроэлектроники расположены именно в Ухане и его окрестностях, например крупнейшие заводы печатных плат или мощности гигантов выпуска жидкокристаллических дисплеев вроде Tianma.
Как показывают недавние опросы, свыше половины компаний в мире, завязанных на китайских поставщиков, не имеют четких планов перестройки производственных процессов на случай кризиса, подобного вспышке коронавируса. Эпидемия атипичной пневмонии 17 лет назад не стала предупредительным звонком, поскольку тогда значительно меньше цепочек добавленной стоимости замыкались на КНР.
На этот раз последствия могут оказаться гораздо более серьезными не только в оперативном режиме для участников рынка, но и в долгосрочном для самого Китая. Многие компании на фоне обострения отношений Пекина и Вашингтона уже задумывались о реорганизации производственных схем. Теперь они готовы перейти от слов к делу.




SIA.RU: Главное