Большинство педагогов российских вузов видят дистанционное обучение исключительно как дополнение к традиционному образованию и обеспокоены, что переход в онлайн приведет к падению качества знаний, профанации и разрушению системы высшего образования в России. Это следует из опроса Министерства науки и высшего образования, проведенного совместно с РАНХиГС.
Согласно опросу, 67% преподавателей не считают удобным дистанционный формат обучения, который вынуждены были использовать учебные заведения в связи с распространением коронавируса. В исследовании приняли участие 33 987 педагогов более чем из 100 вузов, что составляет примерно 15% всего профессорско-преподавательского состава РФ. Опрос проводился с 10 по 15 апреля, анкеты рассылались на электронные адреса университетов и распространялись через социальную сеть Facebook (принадлежит Meta — признана экстремистской организацией и запрещена в России).
Дискомфорт работников вузов вызывает разрушение жестких границ между «домашним и рабочим», что усиливает стресс в организации учебного процесса. 66% опрошенных указали, что им не нравится работать дома, а 34% пожаловались на отсутствие в квартире места для комфортного ведения занятий. Большинство преподавателей (85,7%) почувствовали рост служебной нагрузки. Несмотря на то, что педагогам не требуется добираться из дома до работы, «радикально» увеличилось время, необходимое для подготовки к занятиям, отмечается в докладе.
«Преподаватели сильно устают. Они готовят презентации к лекциям, разрабатывают тесты, проводят вебинары, очень затратные по трудовым ресурсам. Более того, через экран монитора нельзя почувствовать реакцию студента – понял он материал или нет. Это все усиливает эмоциональное напряжение», – согласилась с этим мнением сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» Ванда Тиллес.
Наиболее лояльны к дистанционному обучению, согласно исследованию, преподаватели военных, компьютерных и сельскохозяйственных дисциплин. Сильный скепсис формат вызывает у педагогов по математике, инженерному делу и гуманитарным дисциплинам. Большинство опрошенных видят среди угроз дистанционного образования спад мотивации студентов, поверхностные знания и списывание, кибератаки и отсутствие творческой составляющей. «Студенты теряют самостоятельность в выполнении заданий, преподавателю сложно отследить эту работу. Дистанционно можно проводить лекции и консультации, но никак не проверку знаний», – приводят в Минобрнауки мнение преподавателя Сибирского федерального университета.
На вопрос, «как вы считаете, сегодняшняя ситуация, вызванная коронавирусной инфекцией, через год приведет к улучшению или ухудшению качества высшего образования в России или никак не повлияет?», лишь 15% отвечают, что качество образования улучшится, 43% считают, что ухудшится.
Дистанционное образование большинство опрошенных при этом считают «правильным и современным дополнением» к традиционному очному образованию. С переводом большинства лекций и семинаров в онлайн не соглашаются 67% опрошенных.
Преподаватели вузов – подготовленная и включенная в онлайн-сообщества профессиональная среда. 83% опрошенных «практически постоянно» пользуются интернетом, еще 15% сказали, что заходят туда ежедневно. «Дело не в ретроградности преподавателей, большинство из них быстро освоило все необходимые программы, а в затрудненной коммуникации: если вживую ты можешь что-то объяснить студенту за две минуты, то в интернете минимум за пятнадцать», – отмечает в этой связи Ванда Тиллес.
Елизавета Ламова




SIA.RU: Главное