Решение снизить ключевую ставку сразу на один процентный пункт принято — по решению совета директоров Банка России она составляет теперь 4,5% годовых. Таких дешевых денег в новейшей истории России не было никогда. При этом ЦБ допускает и дальнейшее снижение ключевой ставки в июле. Но для этого, видимо, будут необходимы свежие негативные новости и данные.
После майских заявлений главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной о том, что в числе прочего совет директоров Банка России будет на заседании 19 июня рассматривать наряду с другими решениями вариант снижения ключевой ставки на четыре стандартных шага, то есть на 1 п. п., с 5,5% годовых до 4,5% годовых, аналитики заранее включили этот уровень ставки в свои модели — регулятор очень настойчиво и очень уверенно сигнализировал о том, что может произойти именно это. Никакой новой информации, которая бы заставила ЦБ передумать, к 19 июня не появилось, кроме разве что оценок промышленного выпуска, который оказался в первом квартале 2020 года чуть лучше, чем первые оценки (что неудивительно: основной удар «коронавирусная» ситуация нанесла по малому и среднему бизнесу и неформальному сектору, данные о котором в Росстат всегда приходят с большим опозданием). Но ни ключевая ставка ЦБ, ни ее предшественница, ставка рефинансирования, никогда в истории Банка России на таком низком уровне не устанавливались — уровень ставки в 5,5% годовых удерживался полгода с сентября 2013 года по март 2014 года. Поэтому в то, что ЦБ примет именно такое решение, сохранялось сомнение до последнего момента — в таких условиях финансовый рынок РФ никогда еще не работал.
ЦБ настаивает на том, что его решение вызвано необходимостью выполнения единственной задачи — сохранения среднесрочной инфляции на уровне 4% годовых.
Из слов Эльвиры Набиуллиной следовало, что, по расчетам аналитиков ЦБ, без этого решения прирост индекса потребцен в ближайший год оставался бы заведомо ниже этого показателя. По словам главы ЦБ, основное имеющееся изменение за полтора месяца, с момента последнего пересмотра прогноза Банка России — регулятор убедился в том, что спад спроса в экономике в ближайшие кварталы будет больше, а сам он продлится дольше, чем предполагалось ранее.
Отметим, «второй волны» эпидемии в РФ Банк России в расчеты не закладывает, об этом было сказано однозначно, ожидает относительно быстрого восстановления экономики в третьем-четвертом кварталах 2020 года и выхода к докризисным показателям в первом полугодии 2022 года.
Банк России в нынешней ситуации уже совершенно уверенно рассматривает свою денежно-кредитную политику как мягкую, тем более что радикального пересмотра диапазона нейтральной ключевой ставки (сейчас — 5–6% годовых) ЦБ предпринимать не намерен. Одновременно Эльвира Набиуллина уверена в том, что в 2020–2022 годах в экономике не будет наблюдаться отрицательных кредитных ставок (процент по ставкам ниже инфляции). ЦБ не видит и рисков убыточности банковского сектора по итогам 2020 года — ожидается небольшая прибыль.
Изменение ключевой ставки должно снизить доходность привлекаемого Минфином на рынке ОФЗ нового госдолга, впрочем, по словам Эльвиры Набиуллиной, в ЦБ не видят рисков невыполнения Минфином при таком уровне ключевой ставки новой программы заимствований.
Дмитрий Бутрин




SIA.RU: Главное