Госдума завтра планирует рассмотреть в первом чтении депутатский законопроект, обязывающий страховщиков указывать в договоре с физлицом размер комиссии посредника. Речь, в частности, идет обо всех обязательных полисах, страховках по обеспечению потребкредитов, страховании жилья и имущества туристов. Заявленная цель парламентариев — сделать более прозрачным страховой рынок, на котором с участием посредников собирается до 70% всех премий, а размер комиссии может составлять десятки процентов. Официально все участники рынка приветствуют инициативу, по словам же ряда экспертов, она может привести к росту черных комиссий и к судам клиентов со страховыми компаниями.
В пятницу комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал палате принять в первом чтении законопроект о правке ст. 3 закона «Об организации страхового дела в РФ». Его рассмотрение на пленарном заседании предполагается 14 июля. Поправки обязывают страховщиков указывать в договоре по ряду видов страхования размер комиссии посредника. Это относится ко всем обязательным видам (включая ОСАГО), страхованию домов и квартир в рамках закона о защите жилья граждан от ЧС, вмененным видам страхования, когда полис является условием для допуска к профдеятельности (нотариусы, оценщики, арбитражные управляющие и так далее), страхованию имущества туристов и полисам в качестве обеспечения исполнения обязательств заемщика по потребкредитованию.
По данным ЦБ, по итогам первого квартала 2020 года средний размер комиссии на рынке составил 29%. Самыми активными продавцами страховок остаются банки, их средний размер комиссии равен 36,4%, далее следуют автодилеры — 35,9%.
Впрочем, по словам участника страхового рынка, бывали случаи, когда в кредитных видах страхования размер комиссии доходил до 97% премии. По его словам, рыночный размер комиссий характерен для видов, которые нельзя навязать, например каско с вознаграждением посредника в размере 25–30%. По полисам от несчастного случая размер комиссии один из самых высоких, если страхование связано с потребкредитованием. Автодилеры берут за продажу каско примерно 40%. В страховании выезжающих за рубеж при оформлении турагентствами их комиссия составляет 40%, если такой же полис покупать на сайте страховщика — 0%, у агента страховщика — 15–20%. Хотя размер комиссии по ОСАГО законодательно ограничен 10%, страховщики, по словам собеседника “Ъ”, за прибыльного клиента могут дать и 30–40% комиссии. «10% указывается как непосредственно комиссия, остальное — как помощь в урегулировании убытка, рекламные, другие дополнительные услуги»,— говорит он.
Официально и банки, и страховщики только приветствуют повышение прозрачности отношений между клиентом и страховщиком.
«Такая возможность уже заложена в законе об организации страхового дела,— говорит вице-президент Всероссийского союза страховщиков Виктор Дубровин.— Вопрос в том, что делать клиенту с таким объемом информации. Люди либо будут терять время, читая пять дополнительных страниц к договору, теряя фокус своего внимания с необходимости в страховании, либо будут подписывать не глядя». По словам другого собеседника “Ъ”, как только требования о раскрытии начнут действовать, банки и страховщики изменят форму договора таким образом, чтобы банки не теряли доход от продаж страховок, а потребитель не задавал лишних вопросов о размере комиссий.
Брокерское сообщество считает инициативу депутатов излишней. «Требование к страховщикам во всех случаях раскрывать размер комиссии в конечном итоге сведется к тому, что клиенты, заключающие договор со страховой компанией без посредника, напрямую, сначала будут требовать от страховщиков снижения тарифа на сумму потенциального агентского вознаграждения, а потом вообще начнут судиться со страховыми компаниями по этому поводу»,— ожидает председатель совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров (АПСБ) Катерина Якунина.
Татьяна Гришина, Максим Буйлов