Новости

Итоги-2020: Туристический рынок свернулся по-тихому

Если спросить, какой бизнес больше всего пострадал от пандемии, даже рядовой обыватель наверняка ответит правильно: авиаперевозки и туризм. Но если в авиации судьба пациента еще не решена, на туристический рынок уже пришла тихая смерть. Лавина бесшумных закрытий стала одним из ключевых трендов года: агенты сворачивали бизнес и искали другую работу. Громких скандалов не было просто потому, что не было и туристов. Намного более стрессовым для отрасли станет 2021 год, грозящий банкротствами туроператоров. Для ряда игроков единственным выходом может стать консолидация.

Новогоднего чуда туристический рынок в этом году не дождался: в Ассоциации туроператоров говорят, что работу прекратили 30% турагентов, в OnlineTur.ru называют цифру 35%. И в условиях тотального ограничения передвижений на фоне пандемии это неудивительно. Удивительно, наоборот, отсутствие громких банкротств, которые рынок знал во все кризисы и даже без них. Более того, исчезновения большинства игроков россияне просто не заметили: в условиях низких объемов продаж на протяжении большей части года проблемных обязательств у бизнеса перед туристами не возникало.

Значение агентов для туристического рынка не стоит недооценивать: крупные туроператоры продают через них 90% туров, предпочитая не развивать собственную розницу. Поэтому при снятии ограничений как минимум в краткосрочной перспективе агентов может оказаться недостаточно. Впрочем, незаметно умирая, агенты так же легко возрождаются. В Альянсе туристических агентств (АТА) порог затрат для выхода на этот рынок называют околонулевым.

Намного сложнее дела обстоят у туроператоров. Формально их массового краха пока не произошло. По данным Ростуризма, в официальном реестре числятся 4,3 тыс. компаний, еще 11 — должны добавиться в ближайшее время. Падение показателя за год пока составляет всего 2,3%.

Однако чиновники и участники рыка не сомневаются, что худшие времена впереди. О масштабе потерь можно будет судить только весной, ведь до конца 2020 года у туроператоров и гостиниц как наиболее пострадавших от пандемии отраслей действует отсрочка на уплату налогов и страховых взносов.

Не стоит забывать и о накопленном за пандемию «багаже»: весной возможность отсрочить обязательства по реализованным турам фактически спасла рынок, не допустив массовых банкротств. Но в следующем году бизнесу придется расплачиваться: объем обязательств в Ростуризме оценивают в 16 млрд руб.

Ситуацию усугубят минимальные продажи. Ни одно из массовых зимних направлений пока не открыто. Турция зимой и в условиях карантинных ограничений в стране не слишком привлекает туристов, емкость Мальдив и Занзибара несопоставима с привычными для россиян в эти месяцы Таиландом и Вьетнамом. То же можно сказать и о получивших дополнительный спрос российских горнолыжных курортах.

Красноречивую оценку недавно делал АТОР, указывая, что оборот туроператоров на зарубежных направлениях на новогодние праздники достигнет не более 20% от прошлогоднего. Сложно пока прогнозировать и «раннее бронирование» на летние месяцы: традиционно туристы начинали планировать пляжный отдых уже в декабре, но понимания, какие страны будут доступны, ни у кого нет.

Наиболее сильно пострадают, очевидно, нишевые игроки, которые специализируются на конкретном направлении и не смогли оперативно перестроиться.

Александра Мерцалова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное