Новая практика появилась на фоне общего сокращения числа банкоматов в рамках оптимизации расходов. Как рассказал предправления Банка жилищного финансирования Илья Зорин, плюсы такой схемы в том, что «затраты использования банкоматов на аутсорсинге фиксированные и прогнозируемые». По его словам, «внедрение партнерской сети самообслуживания позволило сократить расходы банка на содержание касс, разгрузить их и перенаправить клиентские потоки», получив при этом широкое покрытие. А развитие собственной сети банкоматов, по его оценке, является слишком затратным и отвлекает от основной деятельности. На рынке подобные услуги уже предоставляет входящая в группу Московского кредитного банка компания.
По данным ЦБ, по итогам 2020 года число банкоматов в России сократилось на 1,6 тыс. единиц, до 194 тыс. штук. Сбербанк, который имеет самую широкую сеть, сократил число устройств самообслуживания в пандемийный год на 8,4%, до 70,4 тыс. штук.
По словам гендиректора «Элекснета» Игоря Антонова, тенденция к сокращению собственных банкоматных парков началась пять-семь лет назад. «Парк существенно сокращается в местах свободного доступа, во многих магазинах шаговой доступности банкоматы пропали вовсе,— отмечает он.— То, что часть банков отказываются от собственной сети, объяснимо и тем, что комиссия за снятие наличных по собственной эмиссии в сторонних устройствах может быть дешевле, чем содержание собственного парка». В итоге банкам с небольшим числом собственных карт не имеет смысла содержать свой парк устройств, так как фактически они будут обслуживать чужие карты, а себестоимость обслуживания будет выше дохода, поясняет он.
По оценкам участников рынка, содержание одного банкомата может достигать 50–70 тыс. в месяц без учета аренды мест.
Ольга Шерункова, Ксения Дементьева





SIA.RU: Главное