Правительство, которое устами вице-премьера Александра Новака публично предупредило о возможном запрете экспорта бензина, вряд ли реализует эту меру на практике, считают участники рынка и эксперты. «Сейчас мы проблем не ожидаем, все необходимые меры приняты. Но как вариант эта мера существует»,— сказал 21 апреля господин Новак, говоря о возможности запрета в период высокого спроса летом (цитата по «Интерфаксу»).
Наиболее серьезные ограничения на экспорт вводились во время топливного кризиса 2011 года. Тогда в бытность нынешнего главы «Роснефти» Игоря Сечина профильным вице-премьером была введена заградительная экспортная пошлина на бензин и нафту в размере 90% от пошлины на нефть. Такая же мера обсуждалась в 2018 году, но не была реализована. По данным ФТС, экспорт бензина в прошлом году составлял 5,8 млн тонн, в марте 2021 года за рубеж было поставлено 408 тыс. тонн. Основными экспортерами являются Киришский НПЗ «Сургутнефтегаза», Орский НПЗ (входит в группу «Сафмар»), «Газпром нефтехим Салават», Ангарский НПЗ «Роснефти», Нижегородский НПЗ ЛУКОЙЛа, Омский НПЗ «Газпром нефти».
По словам вице-президента Российского топливного союза Рината Фаттахова, введение запрета экспорта — крайняя мера и, учитывая корректировку демпфера с 1 мая, вряд ли будет необходимость ее вводить.
Напомним, стоимость бензина в оптовом звене в начале 2021 года резко выросла, в результате Белый дом пошел на корректировку демпфера, снизив индикативную цену в формуле на 4 тыс. руб. за тонну. Однако, как отмечали аналитики, даже увеличение демпфера может не сдержать цены на топливо при резком ослаблении рубля — например, в случае новых санкций.
Читайте также:
«Запрет экспорта могли придумать для того, чтобы напугать нефтяников, чтобы те не снижали поставки на внутренний рынок, но на практике угрозу будет сложно реализовать»,— считает собеседник “Ъ” в одной из нефтекомпаний. Другой полагает, что, если запрет коснется не только бензина, но и нафты, он приведет к сокращению переработки и в конечном итоге к дефициту топлива.
Введение ограничений «очень маловероятно», считает Анна Лишневецкая из «Петромаркета». Она подчеркивает, что риска дефицита топлива сейчас нет: уровень запасов продукта на НПЗ и нефтебазах по состоянию на 13 апреля превысил 1,7 млн тонн, что позволяет закрыть почти любой разрыв в спросе и предложении. В случае запрета у производителей может появиться стимул снизить выпуск бензина и увеличить на соответствующий объем выпуска нафты для ее последующего экспорта, считает госпожа Лишневецкая.
Дмитрий Козлов