Новости / Страхование

ЦБ усомнился в потребительской ценности страховщиков. Регулятору не нравится низкий уровень выплат по полисам

Банк России озаботился клиентской ценностью страховок — глава ЦБ Эльвира Набиуллина в среду заявила, что уровень выплат по отдельным видам страхования «критически низкий» — от 1% до 10% от сумм сборов. Регулятор проанализировал иностранную статистику и нашел, что в других странах страховщики платят клиентам больше. На страховом рынке объясняют, что дело здесь не в жадности страховщиков, а в аппетитах посредников: возможность «встать на полку» в банке страховщикам обходится до 80–90% стоимости полиса.

В выступлении на Международном финансовом конгрессе Эльвира Набиуллина заявила, что «не все представленные сегодня на рынке финансовые продукты отвечают критерию потребительской ценности», и привела в качестве примера страхование. По данным регулятора, в 2020 году уровень выплат по отношению к начисленным премиям по отдельным видам был критически низким: в страховании жизни и здоровья для ипотечных заемщиков — 10%; для людей, взявших автокредит или потребительский кредит,— не больше 5%. «Крайне низкий уровень выплат также наблюдается в страховании банковских карт и мобильной техники — 4% и 1% соответственно. Мы посмотрели примеры в других странах, там уровень выплат в разы выше»,— заявила глава регулятора. После чего задалась вопросом: а зачем вообще нужны такие страховки, «зачем люди за них должны платить»?

Поэтому ЦБ намерен повысить клиентскую ценность полисов и уже наметил ряд действий: это усиление требований к раскрытию информации (страховщикам придется лучше пояснять условия получения выплат) и отслеживание «соответствия страхового случая тем жизненным ситуациям, которые реально возникают на практике».

Также от страховщиков потребуют исключения чрезмерной сложности в оформлении документов для клиентов и простоты получения страховых выплат.

Эксперты вину за сложившуюся ситуацию возлагают на посредников.

 

Глава группы рейтингов финансовых институтов агентства АКРА Алексей Бредихин отмечает, что фактически цена полиса определяется не размером страхового риска, а аппетитами посредников, подавляющая часть премии уходит на оплату комиссий, а потребители вынуждены покупать страховку, чтобы получить кредит. По его словам, в Великобритании была похожая ситуация — после расследования регулятор крупно оштрафовал банки и компании за подобные практики.

 

Как рассказал собеседник “Ъ” на страховом рынке, наиболее системным каналом продаж, за который идет борьба страховщиков, является банковский. «Встать на полку банка, а также получить возможность продавать коробочные продукты через салоны сотовой связи или другие структуры (которые могут включить страховую услугу в состав другой, более востребованной) — мечта каждого страховщика,— говорит он.— Все остальные каналы (брокеры, дилеры, собственные филиалы, агентские сети) не отвергаются, но сложны, затратны по построению и требуют внутренней инфраструктуры».

Но доступ к банковскому каналу — это высокие суммы комиссионного вознаграждения, а поскольку комиссия увеличивает размер страховой премии, то и размер убытков получается очень низким.

«Если сравнивать рентабельность продуктов, продаваемых через разные каналы продаж, то она будет практически одинаковой. С точки зрения комбинированного коэффициента убыточности тоже разницы нет: сложите комиссию посредника, административные расходы страховщика, убытки и резервы — и везде будет одинаковое значение. Поэтому корректнее было брать размер нетто-премии (рисковой) и сравнивать ее с уровнем выплат. Но при таком варианте надо будет показать реальную величину стоимости привлечения бизнеса через банковский канал, а этого никто не хочет»,— пояснил он “Ъ”.

Татьяна Гришина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное