Резкий рост спроса на полувагоны вызвал дефицит мощностей для производителей соли. Заявки компаний удовлетворяются примерно на 50%, что грозит срывом поставок в том числе для пищевых предприятий, а также ростом цен на соль из-за удорожания перевозки. «Руспродсоюз» попросил вмешаться в ситуацию министра транспорта Виталия Савельева. Операторы готовятся вернуть на рынок до 20 тыс. полувагонов в ближайшее время, что позволит сбалансировать спрос.
Исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков попросил министра транспорта Виталия Савельева содействовать в разрешении ситуации с дефицитом полувагонов для соледобывающих предприятий. Как отмечает господин Востриков, на конец марта 2021 года на железнодорожной сети было 577,73 тыс. полувагонов при потребности рынка в 430–450 тыс. единиц. Но за последние три месяца ставки на предоставление подвижного состава выросли на 40%, а собственники и операторы резко сократили предложение свободного под загрузку парка.
Как пишет Дмитрий Востриков, собственники вагонов гарантируют соледобывающим компаниям поставку в количестве почти в два раза меньше потребности. Это уже привело к остановке некоторых площадок и угрожает исполнению обязательств перед контрагентами, в том числе есть риски срыва поставок соли пищевым предприятиям, говорится в письме. Кроме того, предупреждает господин Востриков, значительный рост ставок на полувагоны «однозначно приведет» к подорожанию соли для потребителей, так как логистика занимает существенную долю в себестоимости соли. Ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Евгений Иванов поясняет, что производств соли в стране немного, площадки располагаются в удаленных регионах, поэтому существенную часть цены соли на полке формируют логистика и розничная наценка сетей.
В крупнейшем производителе соли в России — оренбургской «Руссоли» говорят, что при потребности около 4,5 тыс. полувагонов в месяц собственники гарантируют не более 2,5 тыс. единиц. «Сорваны графики поставок промышленным предприятиям, на объекты энергетической и коммунальной инфраструктуры. Дальнейшее неудовлетворение потребности различных отраслей может привести к сокращению запасов соли до критического уровня»,— предупреждает представитель «Руссоли».
В Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) заявили, что в 2019–2020 годах спрос на вагоны существенно сократился, в том числе из-за снижения погрузки и падения цен на уголь, рекордного выпуска новых вагонов и пандемии, а операторы направили часть парка в отстой и сократили ремонтные работы. Со второго квартала 2021 года спрос на полувагоны резко вырос из-за увеличения погрузки угля, щебня и стройматериалов, притом что ставки не достигли даже показателей 2019 года, указывают там. В СОЖТ добавили, что операторы активно восстанавливают отставленный парк и в ближайшее время на рынок может вернуться до 20 тыс. полувагонов, что позволит сбалансировать обеспечение погрузки.
Анатолий Костырев, Наталья Скорлыгина




SIA.RU: Главное