Новости

За синие горы, за белый туман. ОАО РЖД наметило три маршрута в Китай через Горный Алтай

ОАО РЖД наметило три варианта железной дороги через Горный Алтай, которая может стать западным маршрутом в Китай для российских грузов: из Алтайского края, Кемеровской области и Хакасии. Проект, пока существующий в далекой перспективе, позволит вывозить в адрес китайских потребителей 30 млн тонн грузов в год, разгружая Восточный полигон, но предполагает прокладку более 1 тыс. км железной дороги по сложному горному ландшафту в условиях жестких экологических ограничений. По мнению экспертов, внебюджетный источник средств для столь крупного проекта пока не просматривается и склонить инвестора к участию в нем можно, лишь допустив его к контролю над стройкой и управлению проектом.

ОАО РЖД определило загрузку и возможные маршруты западного пути в Китай через небольшой участок российско-китайской границы между Казахстаном и Монголией. «Коллеги из "Росжелдорпроекта" оценили примерный размер грузовой базы, которую можно было бы туда направить,— это около 30 млн тонн,— и проработали три маршрута, которые теоретически можно было бы вывести в Китай,— рассказал заместитель гендиректора ОАО РЖД Алексей Шило.— Один — через станцию Бийск Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД) на станцию Авэйтань в Китае, протяженность линии составит около 1006 км. Второй — станция Таштагол ЗСЖД—Авэйтань (1081 км, в том числе 781 км по территории России). И есть еще интересный вариант выхода со станции Абаза Красноярской железной дороги, чуть восточнее, на Авэйтань, там протяженность линии составит 1276 км». Он уточнил, что при любом маршруте речь идет о сложном горном профиле — «скорее всего, это эстакады, тоннели, мосты и т. п.». Что касается стоимости, то, по его словам, оценивать ее сейчас — «неблагодарное занятие, потому что очень много зависит от стоимости материалов, которые мы потребляем». «Поэтому этот проект нужно будет оценивать комплексно, в том числе с привлечением китайских партнеров»,— сказал он, отметив, что этот вопрос с ними прорабатывается.

Тем не менее, говорит господин Шило, у компании есть и более близкие к реализации проекты. На его взгляд, в качестве оперативной меры компании «важно загрузить те пункты пропуска, которые уже есть, если мы 13–14 поездов передаем через Забайкальск, хотя могли бы передавать в два раза больше, то это тоже резерв».

Концепция пути в Китай через Горный Алтай рассматривалась в контексте многих российских инфраструктурных проектов, в том числе газовых, однако так и не была претворена в жизнь из-за технической сложности и необходимости пересечения плато Укок — природного заповедника, который никак не обойти. Что касается экологического фактора, то, по словам господина Шило, «новая реальность» такова, что даже при заказе перевозки клиенты требуют расчета экологических параметров, в том числе относительной экономии выбросов CO2.

Проект западного маршрута не предусмотрен никакими действующими документами ОАО РЖД до 2025 года. Его преимущество — в возможности вывозить сибирские грузы, прежде всего уголь из Кузбасса, не задействуя загруженный Восточный полигон и выходы на тихоокеанские порты. Помимо кузнецкого угля, через Бийск, в частности, может осуществляться перевозка из Новосибирской области, в том числе с активов «Сибантрацита» и недавно проданного с аукциона «Коулстару» Эдуарда Худайнатова разреза «Богатырь». Строительство ветки от Абазы даст выход на Китай и угольщикам Хакасии — в первую очередь «Коулстару», активы которого расположены восточнее этой точки.

Этот проект — сверхкрупный, сопоставимый с мостом на Сахалин, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, и, как и в случае с мостом, доказать его экономическую обоснованность будет трудно, если вообще возможно.

Наталья Скорлыгина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное