По данным Центризбиркома (ЦИК) после подсчета почти 50,08% протоколов, в Госдуму VIII созыва проходят все четыре парламентские партии и одна непарламентская — «Единая Россия» (46,10% голосов по партспискам), КПРФ (21,4%), ЛДПР (8,07%) и «Справедливая Россия — За правду» (7,63%), а также «Новые люди» (5,97%). В то же время, согласно экзит-полу Института современного маркетинга (ИНСОМАР), «Новые люди» немного не дотягивают до пятипроцентного барьера, набрав 4,7% голосов. “Ъ” обратился к экспертам с просьбой прокомментировать предварительные результаты выборов.
«"Новые люди" сыграли роль партии второго выбора»
Константин Калачев, руководитель «Политической экспертной группы»:
«Я думаю, что "Новые люди" сыграли роль партии второго выбора для части умеренно-лояльных избирателей, периферийного электората "Единой России", которые не готовы голосовать за оппозицию, но могут проголосовать за альтернативу. Попадание в Госдуму пятой партии добавит доверия институту выборов, и это, пожалуй, главное. В выборах должны быть и интрига, и непредсказуемость, иначе это не выборы, а голосование. Но, насколько я знаю, именно на Дальнем Востоке и еще в Петербурге по опросам у "Новых людей" был самый высокий уровень поддержки, поэтому надо подождать, что даст дальнейший подсчет».
"Обновление и мобилизация"
Константин Костин, руководитель Фонда развития гражданского общества:
«Очевидно, что у прошедшей кампании было два ключевых слова: обновление и мобилизация. Это демонстрируют "Новые люди", которые находятся на грани прохождения в Думу. Это касается и "Единой России", которая выступила лучше, чем все от нее ожидали, по двум причинам. Во-первых, она ответила на запрос обновления: 50% новых политиков в списках и 30% из них — на проходных местах. И второе — это мобилизация: "Единая Россия" в условиях низкого социального самочувствия и "черных очков" приняла решение не тратить ресурсы на ситуативный электорат, а сосредоточиться на мобилизации своих сторонников. И это впервые было сделано так масштабно, это была основа кампании партии. Это касалось и "Народной программы", и работы с базовыми уровнями поддержки. Сагитировать неопределившихся довольно сложно, а вот создать удобные условия для тех, кто партию поддерживает, возможно».
«Главная интрига — "Новые люди"»
Алексей Макаркин, вице-президент Центра политических технологий:
«Главная интрига — "Новые люди": они пока проходят, но запас прочности у них небольшой. Эта интрига имеет оборотную сторону. Если они проходят, то занятых ими мест может не хватить "Единой России" для конституционного большинства. В общем-то, оно единороссам особо и не нужно: те же "Новые люди" лояльны власти, ЛДПР тоже. Но тут речь идет о символическом моменте. В России, как известно, планируют от достигнутого, а 2016 год — это очень высокая планка. Конституционное большинство — это символ полного контроля.
Читайте также:
Что же касается "Новых людей", то они прорвались, потому что есть запрос на обновление, есть молодые подросшие избиратели, для которых Дума слишком консервативна. "Новые люди" выдали достаточно умеренную и расплывчатую программу, но люди голосовали за некие сигналы, месседжи, которые подавала эта партия и которые отличались от сигналов парламентских партий. Однако новая Дума в любом случае будет вполне контролируема и по своим решениям будет мало отличаться от предыдущей.
У КПРФ увеличится фракция, но на результаты голосования это влиять не будет. У Жириновского все достаточно инерционно, он свою программу-минимум выполнил: в 2016 году у него был более успешный результат в сравнении с КПРФ, но у него хороший запас прочности, и еще на пять лет как минимум он свой проект сохранил. У эсеров, когда проект объединенной партии только раскручивался, были более высокие амбиции, но прошли они только на своем инерционном ресурсе, который восходит еще к старым одномандатникам — укорененным, с известностью. Они, по сути, и вытягивают партию. А прилепинская часть оказалась не очень востребованной».
Подготовили Андрей Винокуров, Андрей Прах и Ксения Веретенникова