Рынок грузовых автоперевозок в России в 2021 году пережил бурный рост, он увеличился на 10–50% как в объемном, так и в денежном выражении. При этом в четвертом квартале компании не смогли полностью удовлетворить спрос.
По данным ГК «Деловые линии», говорит гендиректор компании Фарид Мадани, в 2021 году у основных игроков стоимость межтерминальной перевозки выросла более чем на 10%, а сам рынок в денежном выражении — примерно на 15%. «В 2021 году мы увидели восстановление рынка грузовых автоперевозок, причем опережающими темпами,— отмечает генеральный директор Globaltruck Илья Саттаров.— По нашей оценке, мы вернемся к доковидным объемам очень скоро».
По данным логистической компании AsstrA, среднегодовой темп роста рынка варьировался по ряду направлений от 30% до 40%. «Если говорить о стоимости, в ноябре 2021 года увеличение контрактных ставок по направлению из России в Германию составило 27%, из России в Польшу — 20% по сравнению с ноябрем 2020 года»,— говорит региональный директор стран СНГ AsstrA Сергей Омельянюк.
Биржа автомобильных грузоперевозок ATI.SU фиксирует рост количества заявок на перевозки на 46% по сравнению с 2020-м и на 59% — с 2019 годом. Впрочем, там отмечают снижение темпов роста в четвертом квартале. Рост ставок составил 21%, при этом в первой половине года они оставались стабильными, а затем начали повышаться — с 35,1 тыс. руб. в среднем во втором квартале до 45,3 тыс. в четвертом. Больше всего, по данным ATI.SU, за год подорожали перевозки из Забайкальского (на 94%), Приморского (на 69%), Хабаровского (на 56%) краев и Амурской области (на 43%). Эти же регионы являются лидерами и по росту заявок на перевозки: спрос на перевозки из Забайкалья вырос на 152%, из Приморья — на 134%, из Амурской области — на 111%, а из Хабаровского края — на 79%.
«Уходящий год стал золотым периодом для маркетплейсов — доля e-commerce продолжает увеличиваться,— говорит Фарид Мадани.— Кроме того, повысился спрос на доставку промышленных грузов в сегменте B2B, что связано с восстановлением экономики. Существует рост интереса к складской недвижимости в регионах. Если раньше ключевые распределительные центры были сконцентрированы в Москве, то теперь регионы забирают на себя эту функцию». Кроме того, увеличился спрос на аутсорсинг логистики — бизнес хочет снять с себя непрофильную деятельность, добавляет господин Мадани, отмечая и тренд на «обеление» рынка.
Читайте также:
Руководитель направления международных автоперевозок компании Kuehne + Nagel в России Иван Головко оценивает рост объема перевозок грузов автотранспортом в международном сообщении в 2021 году в 10–15%. «В то же время мы отмечаем снижение количества предложений на перевозку грузов,— говорит он.— Это связано с дефицитом водителей и новой техники, антикоронавирусными мерами на границах. Такая ситуация также спровоцировала рост тарифов, наиболее значительно — во втором полугодии прошлого года».
Дефицит водителей отмечают почти все опрошенные “Ъ” участники рынка: по словам Ильи Саттарова, с ним в 2021 году столкнулось большинство крупных транспортных компаний. Причем этот тренд присутствует не только в РФ, но и во всем мире, подчеркивает Иван Головко: «Это связано с тем, что профессия перестала быть привлекательной для молодежи, а опытные кадры либо меняют сферу деятельности в поисках более комфортных условий работы, либо уходят на пенсию».
Среди других вызовов стоит выделить рост стоимости топлива и запчастей.
Наталья Скорлыгина