Согласно опросу Центра полевых исследований РАНХиГС, в 2012 году самыми популярными способами потратить неожиданно поступившие деньги у россиян были ремонт квартиры (17%), вклад в банк (13%) и оплата финансовых обязательств (10%). Тогда речь шла о гипотетическом «выигрыше» 100 тыс. руб. Большинство опрошенных (60%) хотели потратить его сразу, а инвестиционные решения выбирали значительно реже.
Спустя 10 лет россиянам было предложено пофантазировать, как бы они распорядились с неожиданно поступившими 300 тыс. руб. По мнению социологов, ситуация не только не улучшилась, но стала значительно хуже.
На первое место вышел вариант «оплата финансовых обязательств» (18,4%), за ним следует ремонт квартиры (11,8%), на третьем месте — помощь родственникам (9,2%). Вклад в банк теперь делит пятую строчку с другой опцией — потратить всю сумму на лечение (по 7,6%).
Финансовая грамотность подразумевает умение вести учет своих доходов и расходов. Опрос показал, что лишь половина россиян хоть как-то фиксируют расходы, тогда как 43,8% учет не ведут, хотя и ориентируются в своих тратах.
Низкий уровень финансовой грамотности выражается в неумении строить долгосрочные финансовые планы, формировать сбережения, правильно оценивать риски. Так, треть россиян (33,7%) живут «от зарплаты до зарплаты» и не имеют возможности жить за счет сбережений в силу их отсутствия. Почти четверть (23,6%) могут жить привычной жизнью без доходов всего месяц, более года — только 5,7% респондентов.
По словам старшего научного сотрудника Центра полевых исследований РАНХиГС Ксении Мануильской, «культура бюджетирования даже для состоятельных граждан остается неактуальной. Люди с доходом на семью более 120 тыс. руб. в месяц в целом не отличаются по культуре учета расходов от среднестатистического россиянина».
Уровень финансовой грамотности отражается также на использовании и понимании продуктов и услуг. Больше половины опрошенных в последние три года не пользовались услугами финансовых организаций, представленными в опросе. Чаще граждане используют традиционные банковские продукты, а именно — берут кредиты (22%).
Состоятельные опрошенные производят больше «манипуляций с деньгами»: берут кредиты, совершают инвестиции, покупают валюту и т.п.
Проблемы порой возникают уже на уровне терминологии. Так, 13,1% опрошенных ответили, что не знают, что такое страховая пенсия.
По гипотезе социологов, причина заключается в том, что людей старшего возраста смущает слово «страховая». Они не используют его в пенсионном контексте и не слышат в информационном поле, где чаще говорится о «пенсии по старости», просто «пенсии» или «трудовой пенсии».
Лишь 26,5% респондентам полностью понятны основания начисляемых им налогов, штрафов, пени или пошлин. Только 23,9% опрошенных уверены в своих знаниях касательно оснований выплат по кредитам и прочим банковским продуктам.
Андрей Егупец





SIA.RU: Главное