Решение Владимира Путина по Донбассу повлечет резкий санкционный ответ Запада в адрес России. Вопрос в том, будут последствия «жесткими» или «катастрофическими». Последний термин в основном всплывает при обсуждении технологических санкций, вокруг которых меньше всего ясности. Причем при всей военной природе конфликта меньше всего последствий эксперты видят для оборонной промышленности.
Сразу после того как завершилась трансляция заседания Совета безопасности РФ, экстренное заседание Совета национальной безопасности созвал президент США Джозеф Байден. На нем среди прочего обсуждались варианты санкций в отношении России. О конкретных решениях на момент сдачи номера в печать объявлено не было, но власти США не раз предупреждали, что рестрикции последуют за любое нарушение территориальной целостности Украины. Bloomberg сообщило, что страны ЕС еще не договорились, какие санкции введут в отношении РФ в случае признания независимости ДНР и ЛНР. Но источники агентства уверены, что меры последуют. «Мы готовы отреагировать твердым и единым фронтом»,— подтвердил глава внешнеполитического ведомства ЕС Жозеп Боррель.
По прогнозу программного директора Российского совета по международным делам Ивана Тимофеева, ситуация неизбежно приведет к новым санкциям. «Но многое зависит от военной составляющей,— уточняет он.— Если признание сопровождается военной операцией с открытым участием российских сил, существенно вырастает вероятность прохождения одного из законопроектов в Конгрессе США о жестких санкциях. Впрочем, исполнение закона остается на усмотрение президента США. Даже самый жесткий вариант он может использовать умеренно. И наоборот». Без военной операции, по мнению эксперта, речь пойдет о блокирующих санкциях в отношении должностных лиц.
Эксперт Московского центра Карнеги Александр Габуев полагает, что в случае вступления российских войск на территорию Украины США и ЕС оперативно согласуют «большой санкционный пакет». «Это вызовет хаос, скачок инфляции и другие негативные последствия. Нас ждет новый железный занавес и в политике, и в экономике»,— говорит он. По оценке МВФ, предыдущие раунды санкций привели к сокращению роста российской экономики в среднем на 0,2 процентного пункта в 2014–2018 годах.
Всему труба
Наиболее очевидным объектом санкций в сфере ТЭКа выглядит газопровод «Северный поток-2». Президент США Джозеф Байден в феврале не раз публично заявлял, что Белый дом не позволит проекту работать, если РФ «вторгнется на Украину».
Санкции могут быть выстроены как включение в SDN-list оператора проекта Nord Stream 2 AG, что на практике заблокирует ему возможности расчетов в долларах и сделает компанию токсичной для любого западного бизнеса. С технической точки зрения это не означает обязательную смерть проекта, поскольку «Газпром» может найти способ обеспечивать обслуживание и функционирование трубы даже в условиях санкций. Но попадание в санкционный список США однозначно осложнит процесс сертификации оператора в Германии. В то же время власти самой страны и ЕС в целом, хотя и упоминали «Северный поток-2» в качестве потенциального объекта санкций, не имеют по этому поводу столь однозначной позиции.
Собеседники “Ъ” в газовой отрасли отмечают лишь, что текущий контракт на транзит газа через Украину истекает довольно скоро, в конце 2024 года. «Если контракт не продлят или еще до его истечения с поставками через Украину возникнут перебои, у Европы не будет другого выхода, кроме как использовать готовые мощности газопровода»,— считает один из них. «Ситуация такова, что вопрос именно "Северного потока-2" уже второстепенен — важно в принципе обеспечить стабильность поставок в Европу и сохранить долгосрочные контракты»,— полагает другой собеседник, подчеркивая, что газ из СССР поступал в страны Западной Европы даже в разгар холодной войны.
Всем банкам по счетам
В отсутствие конкретных вариантов мер в отношении российских банков участники рынка и эксперты лишь гипотетически оценивают их последствия. Из последних подробностей, о которых 21 февраля со ссылкой на источники писало Reuters,— подготовка США предварительного пакета санкций, который включает запрет на обработку трансакций крупных российских банков. В частности, речь идет о сокращении корреспондентских отношений банков США и РФ, которые позволяют выполнять международные платежи.
В списке банков, которые попадут под санкции, не уверены даже источники.
Reuters упоминает Сбербанк, ВТБ, ВЭБ.РФ и Газпромбанк. В опубликованном в начале января законопроекте сенаторов-демократов список финансовых организаций включал также РФПИ, МКБ, Альфа-банк, РСХБ, банк «ФК Открытие», Промсвязьбанк, Совкомбанк, Транскапиталбанк.
Участники рынка не ожидают радикальных ограничений в отношении крупных банков. По мнению главы УК «Спутник—Управление капиталом» Александра Лосева, блокировка корсчетов даже нескольких крупных российских банков в США — это casus belli (повод для войны). «Доллар сразу становится токсичным активом и начинается фрагментация глобальной финансовой системы. Это колоссальный удар по мировой экономике и по цепочкам поставок»,— отмечает он. Fitch даже в стрессовом сценарии сомневается, что новые санкции США затронут крупнейшие российские банки. Но глава аналитической группы Fitch по финансовым организациям Антон Лопатин допускает ограничения в отношении банков с меньшим объемом операций, которые, «возможно, предложат клиентам расчеты в других валютах».
Как отмечает источник “Ъ” на платежном рынке, если будет введен запрет на обработку трансакций российских банков американскими, через банки Европы, Азии, Африки деньги продолжат проходить. Он добавляет, что у России наибольший финансовый оборот именно с Европой, на втором месте — Китай, а расчеты с США «даже не входят в пятерку».
Один из участников рынка добавляет, что в случае санкций против банков Visa и MasterCard будут вынуждены заблокировать платежи по их картам за пределами России.
В стране карты продолжат работать, потому что эти трансакции обрабатывает НСПК. При этом в эквайринговой сети заблокированных банков не будут действовать карты иностранных банков, добавляет собеседник “Ъ”.
Традиционно среди важных угроз финансовой системе называют отключение от SWIFT. В результате «возможности для проведения международных операций будут резко ограничены», отмечали ранее эксперты Institute of International Finance. Однако источник “Ъ” на платежном рынке уверяет, что, даже если SWIFT заблокируют, трансграничные потоки не будут перекрыты: «SWIFT не платежная система, это система передачи сообщений о том, что такой-то платеж таким-то банком отправлен в такой-то банк. В результате трансакции могут проходить медленнее, но совсем не остановятся».
Одной из санкций может стать распространение запрета для американских инвесторов на покупку российского долга не только на первичном, но и на вторичном рынке.
Это дополнительно ограничит возможности Минфина по размещению евробондов, но в условиях фискального профицита и значительного объема резервов мера не окажет значимого влияния на рейтинг РФ, ожидают в Fitch. Впервые подобные санкции появились в августе 2019 года, тогда США запретили покупку российского долга, выпущенного в инвалюте при первичных размещениях. В апреле 2021 года санкции покрыли и первичные размещения долга в рублях. В итоге доля иностранных инвесторов в облигациях федерального займа сократилась с пика 34,9% в феврале 2020 года до 19,9% на конец 2021 года (на американских инвесторов приходится примерно 45% от этой доли).
Страдают все
Новой и самой острой темой текущего кризиса стали так называемые технологические санкции — возможные ограничения на поставку в РФ электроники, компонентов, программного обеспечения. Минцифры, Минпромторг и крупные госкорпорации с начала января обсуждают возможные сценарии развития событий. Участники рынка, эксперты и источники “Ъ” в правительстве называют потенциальный эффект «катастрофическим». Технологическая блокада может ударить как по потребительскому рынку, так и по предприятиям, выпускающим технику для коммерческих и государственных нужд.
По словам источника “Ъ” в правительстве, худший вариант — введение двухступенчатых санкций. В этом случае будет запрещена поставка как продукции компаний США (например, Nvidia и Intel), так и оборудования, выпущенного по американским технологиям.
Заменить их нечем, признает собеседник “Ъ”, придется просто «искать новые каналы ввоза».
Санкции могут коснуться и российских процессоров, включая «Байкал» и «Эльбрус»: хотя эти чипы и проектируются в России, но выпускают их на Тайване. «Фабрика TSMC, как и почти все производители микроэлектроники, использует американские технологии. В случае санкций выпущенные ею чипы нельзя будет поставлять в РФ»,— объясняет источник “Ъ” на российском рынке электроники. В «Байкал Электроникс» “Ъ” уточнили, что у TSMC готовы 150 тыс. кристаллов процессоров «Байкал», но перед доставкой в РФ их нужно корпусировать. Еще 50 тыс. чипов в производстве. В МЦСТ отказались от комментариев.
Читайте также:
По словам собеседника “Ъ”, близкого к Минпромторгу, ограничения могут остановить и российские предприятия, выпускающие бытовую технику и электронику. «Любая электроника, произведенная по техпроцессу 150 нм и меньше — а это как минимум современные телевизоры, холодильники, стиральные машины и так далее,— содержит компоненты с американской интеллектуальной собственностью»,— говорит он. В РФ, например, собирают телевизоры Samsung и LG, потребительскую электронику Xiaomi, DEXP, Supra. LG, Indesit, Bosch и Siemens выпускают в России холодильники, а НПО «Цифровые телевизионные системы» в Калининградской области — ресиверы цифрового ТВ General Satellite и «умные приставки» SberBox.
Российская микроэлектроника наиболее зависима от импортных технологий, даже выпуск комплектующих в стране на 95% строится на иностранных материалах — это пластины, фоторезисты, особо чистые вещества, объемные, дисперсные материалы и тонкие пленки на их основе, а также полупроводниковые материалы, включая эпитаксиальные слои, закупают их как в Китае, так и в Европе, отмечает директор ассоциации «Консорциум "Базис"» Арсений Брыкин.
Отдел бизнеса, отдел медиа и телекоммуникаций, отдел финансов, отдел экономики




SIA.RU: Главное