Банк России опубликовал новый перечень послаблений для эмитентов на фоне ситуации на финансовом рынке. Льготные периоды по соблюдению ряда требований вводятся, чтобы эмитенты, бумаги которых находятся в котировальных списках, могли сохранить существующий уровень листинга.
Так, у российских компаний может не быть независимых директоров в составе совета и его комитетах до истечения месяца с даты проведения годового общего собрания акционеров по итогам 2022 года. Кроме того, до июля 2023 года эмитентам можно не иметь требуемый объем акций в свободном обращении. Наконец, с 1 февраля по 1 октября 2022 года больше необязателен необходимый уровень кредитного рейтинга эмитента или поручителя.
Как отмечает директор департамента управления активами УК «Ингосстрах-Инвестиции» Артем Майоров, в целом нововведения направлены на снижение числа технических нарушений, связанных требованиями по вложению активов институциональных инвесторов. В НАУФОР пояснили, что введенные регулятором меры защищают эмитентов и всех, кто инвестировал в их ценные бумаги (особенно те финансовые организации, к составу активов которых предъявляются соответствующие требования), от риска делистинга.
Управляющий директор «Иволга Капитал» Дмитрий Александров подчеркнул, что поддерживать status-quo по составу котировальных списков крайне важно, так как выход бумаг из них «может вызвать цепную реакцию»: НПФ не имеют права инвестировать в акции вне котировальных списков, а прочие профучастники зачастую имеют аналогичные ограничения в правилах доверительного управления. Выход бумаги из списка, по словам эксперта, мог бы вызвать дальнейшую распродажу из-за большого количества активов под потенциальным риском.
Сейчас для присутствия акций в котировальном листе первого уровня эмитенту требуется иметь в составе совета директоров не менее трех независимых директоров, для котировального листа второго уровня — не менее двух независимых директоров. Но, отмечает господин Майоров, независимые директора в большинстве своем были представлены «известными иностранными функционерами», которые сейчас массово отказываются от своих мест и покидают Россию. В конце февраля из набсовета Сбербанка вышли экс-премьер Финляндии Эско Ахо, независимые директора Надя Уэллс и Натали Брагински-Мунье, бывший заместитель премьера Люксембурга Этьен Шнайдер покинул совет директоров АФК «Система». Собираются выйти из совета директоров «Роснефти» глава BP Бернард Луни и ее бывший руководитель Боб Дадли.
Кроме того, добавляет Артем Майоров, многие российские компании планируют выкуп своих акций, что повлияет на их количество в свободном обращении. Дмитрий Александров добавляет, что сейчас непонятно, как трактовать замороженные акции на счетах нерезидентов, и, скорее, их нельзя квалифицировать как free-float. Для крупных компаний, находящихся в первом котировальном листе, необходимо иметь не менее 10% акций в свободном обращении, причем для обыкновенных акций по капитализации это должно быть более 3 млрд руб., для привилегированных — более 1 млрд руб.
Ксения Куликова