Согласно данным аналитического центра НАФИ, для россиян, которые стараются так или иначе сберегать часть своих средств, выросла с 68% до 81%.
Существуют три основных способа распоряжения средствами:
- сначала отложить часть дохода, а затем потратить оставшиеся деньги на текущие нужды;
- сначала потратиться на повседневные нужды, а остаток средств отложить «про запас»;
- потратить весь доход, ничего не сберегая на будущее.
Изменения коснулись всех основных стратегий распоряжения финансами. Доля россиян, старающихся при получении дохода сначала откладывать часть средств, а остаток тратить на текущие потребности, после изменения социально-экономической ситуации выросла на 6 п.п. с 23% до 29%.
Выросла и доля тех, кто сначала расходует часть полученных средств на удовлетворение текущих нужд, а остаток пытается сберегать (рост на 7 п.п. с 45% до 52%). Эта стратегия по-прежнему лидирует, и несмотря на то, что ее нельзя назвать финансово грамотной, у ее приверженцев по меньшей мере существует установка на формирование накоплений.
Доля россиян, которые считают, что не нужно откладывать часть дохода и делать какие-либо сбережения, сократилась на 14 п.п. с 30% до 16%.
Наиболее рациональное поведение с точки зрения управления личными финансами демонстрируют граждане в возрасте 25-44 лет – в этой возрастной группе наблюдается выраженная смена сберегательной стратегии в сторону формирования ежемесячных накоплений.
«На протяжении десятилетия систематических замеров финансового поведения россиян, мы видим устойчивый тренд на увеличение доли граждан, которые делают ежемесячные сбережения. Нынешняя социально-экономическая ситуация стала своего рода проверкой на прочность выработанных практик управления личными финансами. Для большинства граждан текущее состояние неопределённости лишь укрепило или ускорило переход к практике рационального сберегательного поведения. В то же время часть россиян склонны продолжать тратить средства, не учитывая необходимость откладывать деньги и закрывая имеющиеся потребности, в том числе запасаясь товарами, которые потенциально могут быть дефицитными. Подобные траты часто могут носить импульсивный и нерациональный характер, учитывая воздействие общего негативного новостного фона, а также данных из непроверенных, недостоверных источников», – говорит Ирина Гильдебрандт, директор направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ.




SIA.RU: Главное