Банки, принадлежащие автоконцернам, останавливают выдачи новых автокредитов. Из шести таких кредитных организаций, работающих в России, перестали предоставлять средства три: Фольксваген-банк, Мерседес-банк Рус, БМВ-банк. Об этом свидетельствует обзвон этих банков. «Кэптивные банки практически перестали выдавать кредиты»,— подтверждает управляющий директор брендов BMW MINI Motorrad «Автодома» Сергей Плетнев.
Это не означает, что банки уже уходят с рынка и передают свои портфели: у большинства из них избыточный запас капитала, который позволит оставаться какое-то время на плаву, уверен предправления РГС-банка Алексей Токарев. «В целом же эти банки целиком зависят от решений, которые будет принимать относительно российского рынка материнский автоконцерн,— продолжает он.— До последнего будут предпринимать попытки остаться на рынке те, кто инвестировал в локализацию и производство в России». Все три автоконцерна, чьи банки заморозили кредитование, объявили о приостановке поставок и производств в России.
В отсутствие новых автомобилей, продажи которых нужно поддерживать, смысла в работе кэптивных банков нет, говорит проектный лидер Frank RG Станислав Сухов. На три упомянутых банка в 2021 году приходилось 9% от всего объема выданных автокредитов. Цифра не кажется критичной для рынка — как минимум китайские бренды должны восполнить этот объем, полагает эксперт.
Все еще продолжают выдавать новые автокредиты Тойота-банк, РН-банк и МС-банк. Так, в Тойота-банке можно взять автокредит по ставке от 18,9% годовых с обязательным первым взносом от 20% суммы. В РН-банке предлагают ставку не менее 20% при первом взносе 40%, в МС-банке — 29,9% и 50% соответственно. Многие универсальные банки предлагают автокредиты на схожих условиях. В РГС-банке кредит на покупку автомобиля можно привлечь под 28,5% годовых, в Экспобанке — 27,5–29,5%.
Сворачивание автокредитования и рост ставок по выдаваемым кредитам происходят на фоне дефицита автомобилей в дилерских центрах. Ассортимент новых автомобилей сокращается, говорит Сергей Плетнев, этот процесс значительно ускорился после приостановок отгрузок с заводов-изготовителей. «Пока еще можно найти у дилеров некоторые модели, которые пользуются особенной любовью у наших клиентов, но цветовая гамма, комплектация и набор дополнительных опций крайне ограниченны»,— рассказывает он (подробнее см. стр. 8). Да и на оставшиеся автомобили спроса нет из-за роста средней стоимости, добавляет гендиректор сети автосалонов Fresh Auto. В связи с этим банки иностранных автопроизводителей увеличили свои кредитные ставки, хотя раньше их условия были более выгодны, чем у универсальных банков, поясняет он.
Однако причина остановки выдачи не в отсутствии новых автомобилей, а в том, что при таких высоких ставках банки опасаются выдавать кредиты, поясняет господин Плетнев.
Полина Трифонова, Ольга Никитина





SIA.RU: Главное