Согласно данным по российскому рынку автокредитования, предоставленными «Автостатом», по итогам марта на основе данных от 21 банка, на которых приходится 80% рынка, выдачи автокредитов на новые автомобили в штуках упали на 88%, в денежном — на 83%. Продажи новых автомобилей в стране при этом, по данным АЕБ, снизились на 63%. Параллельно, по данным «Автостата», выросли цены: средняя стоимость новой машины увеличилась на 20%, до 2,1 млн руб. Средний размер кредита на новый автомобиль составил 1,4 млн руб. против 1,2 млн руб. годом ранее.
Чуть лучше выглядит вторичный рынок. Выдачи кредитов на автомобили с пробегом в марте сократились на 56,7%, в денежном выражении — на 42,5%. Доля кредитов на автомобили с пробегом за первый квартал 2022 года составила 37,7%. Средняя стоимость автомобиля с пробегом при этом выросла на 52%, до 1,06 млн руб. Средний размер кредита достиг 1 млн руб. против 823 тыс. руб. в 2021 году.
Источник на рынке автокредитования подтверждает, что крупнейшие банки в марте столкнулись с резким падением количества выданных кредитов, по отношению к февралю снижение составило 2,8–37,3 раза. Некоторые банки и вовсе приостанавливали выдачи автокредитов. В кредитовании авто с пробегом ситуация снова несколько лучше: снижение в 1,25–21,4 раза. Другой собеседник на рынке автокредитования говорит о падении выдач кредитов на новые автомобили «в разы». Причин несколько, объясняет он: дилеры «растягивают склад», так как не знают, когда смогут закупить следующую партию, высокие ставки по кредитам привели к снижению уровня одобрения, а повышение первоначальных взносов отсекло часть клиентов.
Эксперты подтверждают удручающую динамику. «Мы наблюдаем падение продаж автомобилей и особенно продаж автомобилей в кредит»,— отмечает и партнер Deloitte Татьяна Кофанова. Среди причин она перечисляет сокращение предложения, рост цен, увеличение ставок по кредитам в связи с увеличением ключевой ставки, приостановление программы субсидирования сниженных процентных ставок.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров добавляет к этому остановку производственных мощностей автоконцернов в России, а также указывает на резкое повышение цен — более чем на 40% в среднем и на 60% и более на люксовые марки. Все это отпугнуло потенциальных покупателей, поскольку с учетом возросших ставок итоговая переплата по кредитам значительно увеличилась, говорит управляющий директор НКР Михаил Доронкин: «Это могло отразиться и на росте отказов со стороны банков по кредитам заемщикам с возросшей долговой нагрузкой».
Ольга Шерункова, Ольга Никитина, Полина Трифонова





SIA.RU: Главное