Сферу здравоохранения эксперты считают одной из самых консервативных и, тем не менее, уже сегодня происходит её цифровизация, здесь успешно применяются продукты на базе искусственного интеллекта и электронных сервисов. Многие цифровые технологии Сбера и его компаний-партнёров уже применяются в медицинских учреждениях и используются жителями страны. Так, в медучреждениях Иркутска успешно реализована система голосового помощника врача, разработанная группой компаний ЦРТ, а СБЕР ЕАПТЕКА предоставляет доступ к широкому ассортименту лекарственных препаратов через свой цифровой сервис, а также открывая аптечные хабы и современные аптеки, в том числе в офисах банка. В чём суть этих ноу-хау, как они работают, как помогают врачам и пациентам заботиться о здоровье – в нашем репортаже.
Управляющий Иркутским отделением Сбербанка Юлия Кальвина, и.о министра здравоохранения Иркутской области Алексей Шелехов и главный врач Иркутской городской клинической больницы ? 8 Жанна Есева (слева на право) в отделении профилактических осмотров, где внедрён голосовой помощник врача.
Фото: Лора Гулл
«Voice2Med помогает врачам каждый день»
Одна из прорывных технологий от партнёра Сбера – группы компаний ЦРТ – голосовой помощник Voice2Med, разработанный. По информации управляющего Иркутским отделением Сбербанка Юлии Кальвиной, такой «ассистент» позволяет врачу заполнять медицинские документы, преобразуя его голос в печатный текст в режиме реального времени. Система с помощью специальных словарей распознаёт специфические медицинские термины, сокращения и аббревиатуры. Она предназначена для больниц, проводящих различные исследования: рентгенографию, УЗИ, МРТ, КТ.
В конце прошлого года Voice2Med был внедрён в отделении профилактических осмотров Иркутской городской клинической больницы №8 и успешно применяется в ежедневной работе кабинета УЗИ.
Принцип работы Voice2Med журналистам продемонстрировал врач ультразвуковой диагностики Илья Пикало.
Фото: Лора Гулл
Как рассказала главный врач медучреждения Жанна Есева, отделение специализируется на проведении медосмотров трудоспособного населения, и сюда постоянно обращаются граждане, которые либо устраиваются на работу, либо проходят профилактические осмотры для выявления производственных факторов риска, влияющих на их здоровье.
– Здесь всегда большой поток людей – за отделением закреплены 200 предприятий, а так как медицинских кадров среднего звена всегда не хватает, мы стремимся внедрять в нашу работу все передовые технологии и лучшие практики, – рассказала Жанна Есева журналистам иркутских СМИ во время пресс-тура «AI в медицине», организованного Сбербанком.
Освоение голосового ассистента Voice2Med не требует значительного времени.
– Мы убедились, что серьёзных инвестиций времени не требуется: продукт интуитивно понятный, период адаптации занимает пару дней, а эффекты впечатляют: разработка группы ЦРТ экономит более 20% времени на заполнении медицинских документов. Можно сказать, что с помощью Voice2Med мы уже побили ряд рекордов, – пояснила главврач. – Система позволяет повысить производительность врача в два раза: теперь вместо 25 человек в день он может принять до 50-и, причём не в ущерб ни пациентам, ни себе. С начала 2022 года уже практически 1000 человек прошли обследование в таком формате.
«Новые технологии – только на пользу врачу»
Принцип работы Voice2Med журналистам продемонстрировал врач ультразвуковой диагностики Илья Пикало во время обследования одного из добровольцев. После сканирования экстракраниальных сосудов, которое продлилось не более 5 минут, он надиктовал информацию в микрофон, она была моментально расшифрована и автоматически перенесена в открытый протокол медицинской информационной системы.
– Хорошее устройство, мне очень нравится. Казалось бы, обычный диктофон, но он очень хорошо преобразовывает нашу речь и медицинскую терминологию в текст – без ошибок и дополнительных исправлений, распознавание речи достигает 97-98%, – отметил Илья Пикало. – У меня есть два типа исследований – быстрые, которые длятся 5-6 минут, но после них мне требовалось ещё минут 10, чтобы сформировать протокол в печатном виде. Теперь я полностью отказался от клавиатуры, надиктовываю все параметры, и на формирование протокола уходит 1-2 минуты. Есть длительные исследования, где много параметров, и они длятся 1-1,5 часа. Раньше у меня ещё полчаса уходило на то, чтобы сформировать протокол. Сейчас я надиктовываю параметры прямо во время исследования, и пациент сразу же получает на руки распечатанный протокол обследования, с которым при необходимости может оперативно обратиться к нужному специалисту в другом медучреждении. Сэкономленное время я могу потратить на то, чтобы подумать над диагнозом, проанализировать полученные данные, что-то почитать по теме. Новые технологии идут только на пользу врачу, и моя задача – убедить в этом своих коллег.
Юлия Кальвина и Илья Пикало обсудили, какие возможности предоставляет врачам система Voice2Med.
Фото: Лора Гулл
По словам Юлии Кальвиной, система Voice2Med, помимо городской клинической больницы №8, также реализована в областном онкодиспансере, Ивано-Матрёнинской детской больнице и других учреждениях. Кроме этого, Сбер совместно с минздравом региона работает над расширением количества больниц, где можно использовать искусственный интеллект.
– Для нас важно повысить качество и доступность медицинской помощи в регионе. Поэтому совместно со Сбером и его партнерами мы продолжаем внедрять передовые цифровые решения в сфере медицины, в том числе, проект Voice2Med, чтобы облегчить труд врача и сократить время на рутинную работу – это приоритетная задача для любого ответственного руководителя. Видя реальные эффекты внедрения голосового ввода, мы приветствуем его масштабирование, – прокомментировал увиденное и.о. министра здравоохранения Иркутской области Алексей Шелехов.
«Аптека, интегрированная в банк, – абсолютно новый формат»
Ещё одна локация, с которой познакомились журналисты в ходе пресс-тура – СБЕР ЕАПТЕКА в офисе Сбербанка, расположенного в ТЦ «Лермонтов». Ещё совсем недавно невозможно было даже представить, чтобы медицинские товары, лекарства и средства ухода продавались в финансовом учреждении, но современные сервисы постепенно меняют нашу повседневную жизнь.
О преимуществах СБЕР ЕАПТЕКИ рассказали Юлия Кальвина и региональный представитель компании СБЕР АПТЕКА в Иркутске Олег Мишарин.
Фото: Лора Гулл
– Сейчас достаточно много аптек находится на входе в торговые центры, но СБЕР ЕАПТЕКА – это абсолютно новый формат. Она интегрирована в офис Сбера, так как является частью концепции Сбера по предоставлению максимального количества услуг потребителям, – пояснил региональный представитель компании СБЕР АПТЕКА в Иркутске Олег Мишарин. – Кстати, аптечный сервис, по результатам проведённых опросов, лидировал в числе услуг, которые клиенты банка хотели получать в отделениях. Сбер пошёл им навстречу, и это очень перспективное направление работы для компании.
Теперь для клиентов СБЕР ЕАПТЕКИ в Иркутске доступна и покупка препаратов прямо в офисе банка, и самовывоз лекарственных заказов, оформленных и оплаченных через приложение. Кроме этого, получить заказанные на сайте аптеки препараты можно в 22 партнерских аптеках, расположенных практически в каждом районе города.
Первый пункт выдачи заказов СБЕР ЕАПТЕКИ открылся в офисе Сбербанка в ТЦ "Лермонтов".
Фото: Лора Гулл
– За последние несколько лет мы привыкли большое количество операций совершать через интернет – заказывать товары, продукты, пользоваться банковскими услугами. И я очень рада, что в последнее время также активно развиваются медицинские сервисы, заказ лекарственных препаратов, – прокомментировала Юлия Кальвина. – Интернет-аптекой удобно пользоваться. Клиенты могут войти в личный кабинет по Сбер ID, а у подписчиков СберПрайм есть возможность заказывать лекарства без дополнительной платы за доставку. Кроме того, оплатить заказ в приложении и на сайте можно бонусами СберСпасибо, получив до 99% скидки.
Как отметил Олег Мишарин, обслуживание клиентов СБЕР ЕАПТЕКИ ведёт дипломированный продавец-фармацевт. Рецептурные и спиртосодержащие препараты отпускаются только при предъявлении клиентом выписанного рецепта, остальной ассортимент реализуется без ограничений.
По мнению и.о. министра здравоохранения региона, благодаря большому ассортименту и выстроенной логистической цепи, компания СБЕР ЕАПТЕКИ поможет значительно улучшить доступность лекарств для жителей города. Возможность дистанционно сделать заказ и получить безрецептурные лекарства особенно актуальна для маломобильных граждан, мам с детьми, а также для тех, кто болеет и не может сходить в аптеку самостоятельно.
– СБЕР ЕАПТЕКА – один из лидеров сферы электронной продажи и доставки безрецептурных лекарств и товаров для здоровья в России. Открытие пункта выдачи заказов лекарственных препаратов – это ещё один шаг в сторону цифровизации региона, – заявил Алексей Шелехов.
Справка
СБЕР ЕАПТЕКА – это одна из крупнейших в России интернет-аптек, которая осуществляет продажу и доставку лекарств и товаров для красоты и здоровья. Аудитория сервиса (сайта и приложения) превышает 17 миллионов человек ежемесячно. Ассортимент СБЕР ЕАПТЕКИ самый широкий на рынке e-Pharm, более 75 тысяч товаров. За 2021 год компания выполнила более 11 миллионов заказов по России. В прошлом году хабы СБЕР ЕАПТЕКИ открылись более чем в 60 регионах России, в том числе, в Иркутске. Сегодня в стране работает более 100 хабов.