В июне спрос на зарубежные франшизы в России снизился на 58% год к году, подсчитали аналитики Franshiza.ru. Там констатируют, что доля таких предложений со стороны западных компаний при этом снизилась менее значительно: с 14% в прошлом году до 12,5% к июню этого года. Однако это в меньшей степени связано с текущим геополитическим кризисом, так как в последние годы на рынке появляется большое количество локальных игроков, объясняют в Franshiza.ru. Так, по данным аналитиков, доля предложений международных компаний на франчайзинговом рынке в 2020 году составляла 20%.
«Если брать рынок франчайзинга в целом, то уход таких компаний, как Levi’s или McDonald’s, почти не сказался на статистике — такие франшизы никогда не находились в массовой продаже, а искали себе партнеров точечно»,— говорит эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская. Но если в прошлые годы, выбирая франшизу, инвестор склонялся к международной компании, то теперь смотрит в сторону российской концепции, добавляет она.
О снижении интереса со стороны новых франчайзи в последние месяцы говорит собеседник в одной из турецкой сети ресторанов. По его словам, потенциальные партнеры продолжают интересоваться их брендом, но из-за высокой степени неопределенности до заключения договоров концессии дело не доходит. «Активность проявляют наши текущие франчайзи, которые уже понимают бизнес-модель и пользуются моментом, чтобы арендовать площади на выгодных для них условиях»,— комментирует он.
Некоторое популярные западные франшизы вообще приостановили развитие в России и не привлекают новых партнеров в текущих условиях. Так, сеть KFC с марта заморозила любые инвестиции в РФ и, как следствие, перестала привлекать партнеров под открытие новых точек, сообщает ее представитель. По данным Анны Рождественской, в стране продолжают работать и открывать новые точки те иностранные бренды, которые представлены в России через мастер-франчайзи.
В то же время управляющий партнер ювелирной сети Sokolov Артем Соколов отмечает рост интереса к своей франшизе со стороны действующих франчайзи иностранных брендов. «Они ищут альтернативу бизнес-модели, ставшей сейчас нежизнеспособной из-за проблем с логистикой и взаиморасчетами с иностранными партнерами»,— поясняет он.
Президент сети Baon Илья Ярошенко также рассчитывает на рост популярности своей франшизы в обозримом будущем. Сейчас, продолжает он, одежной продукцией сети активно интересуются мультибрендовые магазины, которые ищут замену товарам ушедших западных марок.
Никита Щуренков





SIA.RU: Главное