На фоне существенной разницы между экспортными и внутренними ценами и гигантских выплат по демпферу трейдеры стали практиковать схемы экспорта такого топлива.
Минфин может принять меры о запрете экспорта бензина и дизтоплива, за поставки которого бюджет уже доплатил НПЗ субсидии по демпферу, сообщили “Ъ” в министерстве. «Эта ситуация возможна, когда выплата по демпферу превышает сумму акциза по дизельному топливу или бензину. Мы изучим вопрос, оценим экономику поставок на экспорт при приобретении топлива на внутреннем рынке с акцизом в июне—июле и определимся с необходимостью принятия мер. Пока о таких случаях нам неизвестно»,— сказали “Ъ” в Минфине.
По словам собеседников “Ъ” на рынке, в последние месяцы трейдеры стали активно заниматься покупкой топлива на внутреннем рынке для его продажи на экспорт.
В обычной ситуации это невыгодно, поскольку трейдерам приходилось бы покупать топливо по внутренней цене, в которой заложены акциз (при экспорте не уплачивается) и НДС (при экспорте его компенсируют).
Однако после начала военных действий на Украине российские компании столкнулись с проблемами при экспорте нефти и нефтепродуктов. В стране возник значительный профицит бензина, и, несмотря на высокие цены на нефть, стоимость топлива на бирже СПбМТСБ стала значительно снижаться. По данным Reuters, средняя оптовая цена бензина в РФ в последние месяцы даже с учетом НДС была примерно на $500 за тонну ниже мировых котировок, тогда как в январе—феврале разрыв составлял $100–200 за тонну.
Также на экономику экспорта серьезно влияет демпфер —выплаты, которые компенсируют НПЗ большую часть разницы между ценой внутреннего рынка и экспортной альтернативой. Сейчас российская нефтекомпания, чтобы продать топливо на экспорт, должна предложить покупателю скидку к экспортной котировке, но демпфер получает исходя из этой котировки без скидки.
В результате нефтяникам выгодно поставить топливо на внутренний рынок, но желательно, чтобы дополнительные объемы не обрушивали цены.
По словам собеседников “Ъ”, это обуславливает интерес к экспорту трейдеров, связанных с крупными производителями топлива. В первом полугодии выплаты нефтекомпаниям по демпферу составили 1,4 трлн руб.
Демпфер выплачивается нефтяникам за то, что они продают топливо в РФ, а не поставляют его на экспорт. Схема с перепродажей защищенного демпфером топлива не соответствует смыслу механизма, но прямо не запрещена. Reuters описывало такую операцию с бензином еще в начале года. По словам собеседников “Ъ” в отрасли, по дизтопливу она также возможна.
Дмитрий Козлов




SIA.RU: Главное