В ноябре клиенты банков стали активно жаловаться на «недобросовестный подход» банков к предоставлению кредитных каникул мобилизованным гражданам. Так, на форуме Banki.ru набралось больше десятка жалоб на то, как кредитные организации отказывают в каникулах призванным гражданам или предоставляют их с ошибками. С подобными ситуациями столкнулись клиенты Сбербанка, ВТБ, Тинькофф-банка, Альфа-банка и т. д.
Например, один из пострадавших рассказывает, как в связи с мобилизацией отца пытался добиться каникул по его кредиту, однако «банк игнорировал запросы в чате, а на горячей линии бросали трубку». Другой отмечает, что банк принял документы, но уже в течение трех часов после подачи заявки пришел отказ в кредитных каникулах. Еще один пострадавший говорит, что, несмотря на формальное одобрение кредитных каникул, в личном кабинете до сих пор не изменен график платежей, «горит просрочка и капают пени».
Каникулы оказались достаточно востребованы среди мобилизованных и их родственников. Так, на сегодняшний день в ВТБ поступило несколько тысяч подобных обращений, подавляющее большинство из них касается кредитов наличными. Совкомбанк одобрил примерно 7 тыс. заявлений. В «Уралсибе» получили около 800 заявок.
Читайте также:
Банки признают трудности. «По техническим причинам» часть клиентов могла столкнуться с задержкой подключения каникул, поясняют в ВТБ.В Сбербанке сообщили, что в пиковые периоды начала октября «были возможны единичные отказы», связанные со сложностями оформления доверенностей, но «сейчас острота проблема отсутствует».
Юристы считают, что программа кредитных каникул недоработана, поэтому банки могут свободно отказывать клиентам. По мнению частного адвоката Гюзель Жубановой, банки отказывают в предоставлении каникул, «используя проблемы регулирования и затруднения заемщиков в предоставлении требуемых сведений из районов боевых действий».
Юлия Пославская, Екатерина Волкова