Федресурс опубликовал данные о процедурах несостоятельности в РФ по итогам 2022 года. Несмотря на серьезный экономический кризис, банкротами признаны на 12,2% меньше юрлиц год к году — 9 тыс.
Ключевой причиной динамики стал действовавший с 1 апреля по 1 октября 2022 года мораторий, который не позволял кредиторам банкротить должников, если только те не откажутся от применения этой защитной меры. Впервые мораторий на банкротство был применен в начале пандемии в 2020 году и тогда подействовал сильнее — число процедур упало сразу на 19,9%, до 9,9 тыс. юрлиц. Однако в определенной степени тенденция проявилась еще в 2019 году, когда число банкротств снизилось на 6%, до 12,4 тыс.
Первый замминистра экономики Илья Торосов уверен, что «мораторий сыграл свою роль и защитил бизнес и граждан в условиях турбулентности в экономике». В Сбербанке также считают мораторий «ключевым фактором, повлиявшим на динамику банкротств бизнеса».
«Если учесть полугодовой период моратория, приняв во внимание отложенный спрос, можно предположить, что в отсутствие этой меры показатели 2021 года были бы, скорее всего, превышены»,— соглашается старший юрист BGP Litigation Владимир Клименко. Подтверждением такой оценки выглядит четвертый квартал 2022 год: по завершении моратория количество публикаций о намерениях кредиторов обанкротить должников выросло в 1,6 раза, до 12,26 тыс. против 7,4 тыс. в октябре—декабре 2021 года.
В то же время глава Федресурса Алексей Юхнин полагает, что рост числа намерений кредиторов после завершения моратория (во время его действия намерения публиковать было нельзя) «быстро себя исчерпал» и серьезного увеличения количества банкротств ждать не стоит.
В Сбербанке также «не ожидают в 2023 году роста корпоративных банкротств». Там отметили, что в четвертом квартале 2022 года банк опубликовал около 300 уведомлений о намерениях, основная часть которых скопилась за время моратория, но проблемы большинства должников «возникли задолго до этого».
Одним из косвенных свидетельств общего ухудшения финансового состояния бизнеса эксперты считают изменение состава инициаторов банкротств — к этому все реже прибегают «обычные кредиторы»: в 2022 году на них пришлось 66,4% дел, тогда как в 2021 году — 72,4%, а в 2020 году — 77,1%.
Зато быстро растет роль налоговиков: в 2022 году структуры ФНС инициировали банкротство компаний почти в четверти случаев (23,1% дел), тогда как в 2020 году речь шла только о 13%.
Анна Занина, Екатерина Волкова





SIA.RU: Главное