Новости

Беспрецедентное закрытие аэропорта Петербурга: что это было?

Закрытие аэропорта Пулково может иметь негативное среднесрочное влияние на пассажиропоток, считают опрошенные “Ъ” эксперты. Ограничения по плану «Ковер» 28 февраля, предполагавшие запрет на полеты в радиусе 200 км от аэропорта Санкт-Петербурга, продлились около двух часов и завершились к полудню. Исходно сообщалось, что истребители поднимали в связи с обнаруженным неопознанным объектом — предположительно, беспилотником. В Минобороны заверили, что провели «тренировку». В ряде других регионов РФ, в том числе под Москвой, в тот же день упали беспилотники.

Согласно онлайн-табло Пулково, двухчасовое действие режима привело к задержке около 25 рейсов.

Разворачивать самолеты пришлось в том числе перевозчикам группы «Аэрофлот», S7, Smartavia и турецкой Turkish Airlines, летевшей из Антальи. «Аэрофлот» отменил четыре рейса и задержал пять, «Россия» — задержала шесть, не считая возвратных. Два самолета S7 задержались на час, в «Уральских авиалиниях» сообщили, что «по удачному стечению обстоятельств» смогли уложиться в расписание. Группа «Аэрофлот», S7, Azur Air и другие летающие в Петербург перевозчики от комментариев отказались.

Собеседник в одной из крупных компаний отметил, что в отрасли не были предупреждены о предстоящих учениях, но расходы «в масштабах бизнеса расценивают как небольшие». Источник “Ъ” в другой компании добавил, что в зимнее время перевозчики «готовы покружить над аэропортами по непогоде» и заранее предусматривают такие затраты. Но, несмотря на «посильные финансовые расходы», в компании столкнулись с «повышением внимания и звонков пассажиров» будущих рейсов по поводу возможной их отмены или задержки, особенно на линии Москва—Петербург. Возвратов билетов не было, уточнил он.

Источник еще в одной компании иронизирует, что для них крайне актуален вопрос, «кто заплатит за "тренировку": НЛО, ЗВО или ВСУ». Там уточнили, что общая себестоимость рейса Петербург—Москва на среднемагистральном самолете составляет порядка 1,2–1,5 млн руб., но предъявлять претензии ни Минобороны, ни аэропорту они не планируют «по понятным причинам».

В Smartavia, которой пришлось задержать девять самолетов в разных аэропортах, подтвердили “Ъ”, что «издержки для авиакомпании весьма ощутимы», не уточняя сумм.

В двух компаниях добавили, что конфликтов с клиентами из-за ситуации в Пулково не было, психологическая помощь никому не потребовалась. «Кто-то даже не понял, что случилось, некоторые не поверили в версию об учениях, но сохраняли спокойствие»,— описывает один из собеседников “Ъ”.

«Впервые ради “тренировки” закрывают третий аэропорт по пассажиропотоку в стране, но если перевозчиков уже сложно удивить, то отсутствие громких жалоб от более 2 тыс. человек, опоздавших,— удача для рынка»,— подчеркивает источник “Ъ” в отрасли.

После каждого подобного форс-мажора отрасль, по словам главы Общероссийского объединения пассажиров Ильи Зотова, сталкивается и с эмоциональными отказами от перелетов: «Люди склонны на фоне новостей предпочитать поезд самолету». В эту категорию попадают не только аэрофобы, но и деловые путешественники. Их доля в общем пассажиропотоке традиционно не превышает 1–2%, уточняет эксперт, но для компаний потери могут быть весьма ощутимы.

Айгуль Абдуллина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Кризис 2025, прогнозы, последние новости ":
Все материалы сюжета (1749)