Как рассказали опрошенные участники долгового рынка, российские инвесторы не могут своевременно получить выплаты по белорусским еврооблигациям. Объем зависших платежей оценивается на уровне до $500 млн. Как пояснили в Ассоциации владельцев облигаций (АВО), точно установить объем замороженных выплат затруднительно, поскольку Минфин Белоруссии не обладает всеми реестрами конечных держателей.
Минфин Белоруссии 28 февраля погасил еврооблигации на $800 млн, одновременно по ним был выплачен купон на $27,5 млн. Кроме того, в конце февраля были выплачены доходы еще по трем выпускам на $57,2 млн. Сейчас в обращении остаются четыре выпуска белорусских евробондов объемом $2,45 млрд. Эти бонды размещались в 2017–2022 годах, а андеррайтерами выступали Citi и Raiffeisen Bank International.
Почти год назад, в апреле 2022 года, совместным постановлением правительства и Нацбанка РБ (из-за введенных санкций против Нацбанка и ограничений по использованию западной платежной инфраструктуры) был утвержден порядок исполнения в белорусских рублях обязательств по евробондам. Кроме того, 7 июля 2022 года Citigroup Global Markets Europe AG и лондонский филиал Citibank, выступающие в качестве регистратора, финансового, платежного и трансферного агента, объявили о прекращении выполнения этих операций в отношении белорусских еврооблигаций. Само решение вступило в силу в начале сентября. В результате в настоящее время выплаты осуществляются на отдельный банковский счет, открытый в ОАО «АСБ Беларусбанк».
Процедура получения купона в Белоруссии раскрыта на сайте Минфина республики. Для этого требуется открыть счет в белорусском банке, подать заявку на исполнение обязательств, предоставить выписки со счета депо в своем депозитарии, заключить договоры на выплаты в белорусских рублях, пройти комплаенс (для физических лиц — копия паспорта, для юрлиц — комплект учредительных документов). Однако, по словам адвоката Балтийской коллегии адвокатов имени Анатолия Собчака Елены Менде, открытие счета в белорусском банке возможно только при личном обращении. «Кроме того, при взаимодействии с депозитарием, особенно если представлены документы иностранного происхождения или есть сомнения в правильности заполнения каких-либо граф, заявления могут рассматриваться очень долго»,— указывает юрист. В итоге процесс может завершиться отказом «только в связи с тем, что оперативное толкование норм отсутствует на уровне госрегулирования, а опыта подобных операций нет», считает госпожа Менде.
Ксения Куликова, Екатерина Волкова