События 23–24 июня оказали удивительно малый непосредственный эффект на обычную работу российского бизнеса. Наиболее серьезной проблемой оказались пробки на автомагистралях в центральной России. Однако они начали рассасываться уже 25 июня. Тем не менее, последствия будут, считает корреспондент "Коммерсант" Юрий Барсуков. Он рассказал о новых рисках для российского бизнеса.
– Авиасообщение не прерывалось, хотя многие пассажиры опоздали на рейсы из-за пробок. Некоторые граждане, не усвоив горький опыт 2022 года, щедро поделились своими доходами с авиакомпаниями, чтобы попасть за рубеж, а другие — с банками, пытаясь купить иностранную валюту, – подчеркивает Юрий Барсуков. –К понедельнику и курс рубля, и цены на авиабилеты вернулись к «домятежным» значениям, с вариациями повторяя сценарий, который мы могли наблюдать во время локдаунов в пандемию, в феврале—марте 2022 года с началом СВО и в сентябре 2022 года при объявлении мобилизации. На работе крупных предприятий и стратегических отраслей мятеж не сказался никак.
Тем не менее сложно ожидать, что подобное событие никак не повлияет на условия ведения бизнеса, считает эксперт.
Читайте также:
– Во-первых, очевидно, будет гораздо сложнее привлекать иностранные инвестиции и искать партнеров, в том числе по поставкам комплектующих, поскольку зарубежные компании будут выжидать прояснения ситуации и оценивать новые риски.
Во-вторых, даже российские компании могут сократить инвестиции и остановить планы развития, как это уже было после начала боевых действий на Украине и первой волны санкций: бизнесу необходимо будет убедиться, что нет признаков обострения ситуации.
В-третьих, население может вновь вернуться к той модели роста сбережений и ограничения потребления, которая установилась в первой половине 2022 года на фоне огромной неопределенности. Именно восстановление потребления вкупе с ростом расходов бюджета было главным фактором относительно успешной динамики российской экономики последний год, несмотря на санкции и снижение цен на энергоносители.