Один из крупнейших игроков на рынке добровольного страхования авто — «АльфаСтрахование» (по данным «Эксперт РА», занимает третье место по сборам каско за 2022 год) — дополнил полисы новым вариантом урегулирования убытков, рассказали в компании. Так, если ремонт автомобиля невозможен или затягивается, по согласованию сторон страховой случай может быть урегулирован по правилам полной гибели: страхователь получает страховую сумму в полном объеме, а неисправный автомобиль переходит страховщику. Подобное урегулирование может инициировать страховая компания или клиент спустя шесть месяцев после обращения.
Участники рынка нечасто предоставляют такие услуги. В частности, подобный сервис есть у лидера рынка каско «Ингосстраха» с 2021 года. В СОГАЗе (занимает пятое место в сегменте) отметили, что «предлагают клиентам различные варианты урегулирования с учетом их индивидуальной ситуации, в случае если осуществить качественный ремонт транспортного средства не представляется возможным». В ВСК (четвертое место) и «Югории» (двенадцатое место) изучают этот сервис, в том числе поскольку вырос средний срок ремонта автомобилей европейских производителей.
За последнее время рынок автомобилей и запчастей адаптировался, но все же по ряду позиций риск отсутствия запчастей сохраняется, поэтому компания расширяет гарантии, поясняет директор департамента автострахования «АльфаСтрахования» Илья Григорьев. Зачастую владельцы ждут по 4–6 месяцев оригинальную запчасть, при этом около 20% страховых случаев не предполагают эксплуатацию автомобиля без ремонта и замены этой запчасти, уточняет основатель «ГТК Холдинг» Саид Залиев.
Сервис выгоден страховщикам, в том числе на фоне ухода ряда зарубежных автопроизводителей с рынка. По словам независимого эксперта Андрея Бархоты, страховщик зарабатывает на том, что покупает машину по низкой цене и может после ремонта перепродать ее либо по более высокой цене, либо на запчасти.
Юлия Пославская, Ольга Никитина