Сами же банки зарабатывали на валютных операциях, и теперь рынок ждет охлаждение, отметил управляющий директор по валидации «Эксперт РА» Юрий Беликов. Проблема же с дефицитом депозитов, по его словам, носит системный характер: «Важнейшим фактором является ожидаемое замедление розничного кредитования как в потребительском, так и в ипотечном сегменте, поскольку долговая нагрузка населения сильно выросла — платежеспособного спроса все меньше.
И вкупе с мерами Банка России по охлаждению рынка база процентных доходов тоже перестанет так сильно масштабироваться, как на протяжении последних 2,5-3 лет, перестанет размывать просрочку, и это также приведет к замедлению темпов генерации прибыли. Но, собственно, указанные 2,6 трлн руб. чистой прибыли по году банки заработают, и до этого уже недалеко.
Что касается ситуации с притоком клиентских средств, с депозитами, и деньги корпоративных клиентов, и розничных показали умеренные темпы роста, порядка 7-8%, но, к сожалению, никакого изменения срочной структуры этих ресурсов не происходит. Более того, даже есть тенденции к увеличению доли краткосрочного фондирования.
Ну и на фоне нестабильностей прошлого и этого годов очень высокая доля сберегательных счетов, счетов до востребования, более 40%. И, соответственно, банки не могут использовать эти ресурсы, чтобы фондировать в долгосрочные активные операции».
Покрыть этот дефицит банки могли бы повышением ставок, и пока у них есть возможности для этого, отметил директор группы рейтингов финансовых институтов агентства НКР Егор Лопатин.
Банки его выправляют, повышая ставки по вкладкам в случае необходимости. У кредитных организаций довольно большой запас чистой процентной маржи. Если привычные 4,3% были в 2020, 2021 годах, то по итогам первого полугодия 2023-го — 4,6%.
У банков есть запас для повышения ставок.
Иван Корякин