![](files/Image/news/2023-10/455563/big_652620ba5bfb12.69210753__652620ba5876c.jpg)
Российский бизнес выработал четыре стратегии адаптации к работе в условиях санкций, показало исследование Высшей школы экономики. Первый подход предполагает сокращение издержек, инвестиций, увольнение сотрудников и сотрудников, урезание ассортимента. Второй путь — это сохранение инвестиций, но при этом упрощение выпускаемой продукции. Третья стратегия подразумевает изменение цепочек поставок, поиск новых поставщиков сырья, материалов и комплектующих. И последняя — инновационная стратегия — предусматривает разработку новых продуктов и технологий, внедрение цифровых решений, а также привлечение квалифицированных кадров и выход на новые рынки сбыта.
“Ъ FM” поговорил с игроками разных сегментов экономики и выяснил, что труднее всего пришлось аграриям, а лучше всех через кризис проходят производители водки.
«От ухода иностранных агрегаторов российский рынок только выиграл»
Роман Сабиржанов, компания HotConsulting (запускает отели):
– Одна из главных проблем, с которой мы столкнулись, — это продажа гостиничных услуг. Монополистами в этой сфере были иностранные онлайн-туристические агентства. Российские отели были привязаны к этим ресурсам, и, по сути, в одночасье потеряли к ним доступ. И как теперь строить маркетинг? Но сегодня уже все перестроились. И я бы даже сказал, что от ухода иностранных агрегаторов российский гостиничный бизнес только выиграл. Процентов на 10-15 отельеры стали больше зарабатывать.
«Основная проблема – отсутствие комплектующих»
Дмитрий Матвеев, собственник группы компаний «Кабош» (производит авторские сыры и другие продукты):
Читайте также:
– «За полгода до этой ситуации мы купили технику почти на $10 млн. Естественно, мы рассчитывали на ее гарантийное обслуживание, поставку запасных частей. А теперь мы их должны покупать в три-четыре раза дороже. Основная проблема в том, что если нет комплектующих, то комбайн может простаивать месяц-полтора. В условиях уборки и заготовки кормов летом и осенью это смерти подобно. Когда мы говорим о сельхозтехнике, это проблема, которая не может решаться только бизнесом, для этого нужна поддержка государства.
«Пришлось включить творческую составляющую»
Павел Победкин, собственник ликероводочного завода «Кристалл» (производит водку и настойки):
– Комплектующие для производства — это этикетка, пробка, бутылка, коробка. Все это находится в рамках российских поставщиков. Если раньше, например, для того, чтобы сделать какую-то красивую этикетку, самым простым решением было закупить иностранное сырье, европейское в первую очередь, фактурную красивую бумагу и так далее, то, когда началась история с СВО, поставщики были вынуждены заменить свои логистические цепочки и включить творческую составляющую. Они за небольшие деньги научились полностью имитировать дорогое европейское сырье. Для нас это означает сокращение костов и более интересные и творческие подходы, которые сами этикетчики предложили.