Банк России опубликовал доклад о подходах к регулированию дистанционных продаж финансовых продуктов и услуг у банков и микрофинансовых организаций (МФО).
Согласно проведенному регулятором исследованию, больше половины респондентов (55%) остались не удовлетворены оформленным продуктом, поскольку, в частности, не получили полной информации по условиям кредита.
Также клиенты не знали об оформлении допуслуг, остались недовольны окончательной процентной ставкой, не соответствующей заявленной в рекламе, и еще целым рядом моментов, сопровождающих онлайн-кредиты.
Исходя из результатов исследования ЦБ предложил на обсуждение набор регуляторных мер. Среди них, в частности, запрет заранее проставлять галочки о согласии заемщика с условиями кредита, на единое согласие с блоком условий. Кроме того, предлагается запретить использование кредиторами формулировок, вводящих в заблуждение, и приемов, подталкивающих к принятию определенного решения в процессе оформления договора. Также банк должен организовать изучение заемщиком всех документов, связанных с кредитом, так, чтобы без этого он не мог подписать договор и оформить допуслугу.
Участники рынка отмечают актуальность предложенного регулятором документа на фоне высокой доли онлайн-кредитов в общем объеме выдач.
По данным Национального совета финансового рынка (НСФР), в среднем доля онлайн-кредитования достигла 80%, а у крупнейших игроков доходит до 90%.
Максим Буйлов, Полина Трифонова