Новости и комментарии / Валюта

Интерес банков к валюте медленно снижается

Российские банки сократили длинную ОВП с $13 млрд до $11 млрд к началу октября, следует из опубликованного на сайте ЦБ обзора финансовой стабильности за второй-третий кварталы. В двух предыдущих кварталах ОВП снижалась быстрее — с $23 млрд до $13 млрд. На пике она была в момент начала санкционной волны, когда ОВП резко возросла — с $8 млрд в феврале 2022 года до $31 млрд в марте (курс доллара тогда составлял 104 руб./$).

«Это (сокращение ОВП) способствует сокращению потенциальных потерь банковского сектора от колебаний валютного курса»,— говорится в обзоре. На текущий момент ОВП составляет 7% от капитала.

В ЦБ пояснили, что «темпы сокращения ОВП замедлились на фоне опережающего снижения валютных обязательств по сравнению с активами». «Более быстрое сокращение ОВП в начале года объяснялось тем, что банки проводили конвертацию своих заблокированных активов в рубли. Во втором-третьем кварталах этого практически не происходило»,— уточнили в ЦБ. С апреля по сентябрь основным фактором снижения ОВП стало сокращение длинной внебалансовой позиции на $3,8 млрд. Балансовая ОВП, напротив, выросла на $1,2 млрд из-за опережающего сокращения валютных обязательств.

Руководитель направления по работе с финансовыми институтами Б1 Геннадий Шинин отмечает, что в состав валютных пассивов, как правило, входят депозиты клиентов, остатки на корсчетах в банке и выпущенные инструменты, например валютные облигации, активы же, в свою очередь, представлены кредитами, остатками средств на корсчетах в других банках и приобретенными валютными инструментами.

Открытая валютная позиция банка возникает, например, если валютные активы превышают обязательства. Активы в валюте в основном сейчас сформированы за счет двух категорий — это валютные кредиты и блокированные активы, поясняет директор Центра финансовой аналитики Сбербанка Михаил Матовников. «Блокированные активы зависли на годы, а валютные кредиты к настоящему моменту остались длинные по сроку и сложные, это, например, валютные синдикаты, выйти из которых в условиях санкций проблематично»,— говорит он.

Один из вариантов закрыть позицию — это набрать побольше валютных обязательств, однако необходимость в таком решении проблемы неочевидна, «необходимо сокращать долю валютных операций и в активах, и в пассивах, а не наращивать ее», считает господин Матовников.

Отдельные игроки, наоборот, намеренно поддерживали длинную ОВП, чтобы заработать на девальвации рубля, и многим это удалось. Но укрепление рубля в октябре—ноябре принесло уже не доход, а убыток, уточняет господин Матовников.

Ольга Шерункова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/