По оценке Cbonds, в ноябре российские компании провели 122 размещения рублевых облигаций на сумму около 307 млрд руб., что почти на 24% ниже показателя предыдущего месяца и почти в полтора раза хуже результата аналогичного периода 2022 года. По словам главы департамента рынков долгового капитала БКС КИБ Дениса Леонова, снижение стало «прямым следствием решения ЦБ о повышении ключевой ставки до 15% годовых».
Наибольший вклад в объем размещений в ноябре внесли эмитенты реального сектора, на которых пришлось две трети всего объема (206 млрд руб.). Этому способствовало несколько крупных сделок — «Автодора» (22,6 млрд руб.), «Газпром нефти» (34 млрд руб.) и ОАО РЖД (45 млрд руб.). Активно размещали облигации и финансовые организации, включая банки, причем как классические бумаги, так и структурные. По оценке главного аналитика долговых рынков БК «Регион» Александра Ермака, на 68 выпусков структурных облигаций, эмитентами которых выступают кредитные и прочие финансовые организации, пришлось 31,03 млрд руб.
Трендом ноября на первичном рынке облигаций для качественных корпоративных эмитентов первого и второго эшелонов стало возобновление размещений облигаций с фиксированной ставкой купона после того, как в предыдущие два месяца текущего года это сегмент был практически закрыт, отмечает господин Ермак.
В частности, в ноябре ОАО РЖД разместило семилетний выпуск с доходностью 13,15% годовых и спредом к G-кривой ОФЗ на уровне 133 б. п. Кроме того, состоялись четыре выпуска (Альфа-банк, Газпромбанк и два от «Ростелекома») со сроком обращения два-три года и с доходностью 13,37–13,92% годовых и спредом к G-кривой ОФЗ 176–237 б. п.
Возвращению к практике размещений облигаций с фиксированной ставкой способствовало падение доходностей гособлигаций. По итогам ноября доходность ОФЗ сроком обращения два-три года снизилась на 100–133 б. п., до 11,37–11,6%.
Виталий Гайдаев