![](files/Image/news/2023-12/457629/big_656d2625f0a925.26048275__656d262589acc.jpg)
«Яндекс» планирует сдавать в аренду своих роботов-курьеров. В компании заявили, что сейчас обсуждают этот вопрос с крупными сетевыми супермаркетами, кофейнями и ресторанами быстрого питания. Предполагается, что максимальная дистанция для доставки составит 2 км. Техническую поддержку и гарантийное обслуживание машин корпорация обещает взять на себя, как и создание карт, по которым роботы будут ориентироваться в городе.
Насколько это перспективная модель? Глава компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров считает, что у нее есть несколько ограничений, но в целом идея может быть жизнеспособной: «Ключевая проблема в том, что к роботу нужно спуститься. Это, очевидно, сразу исключает перевозку относительно крупногабаритных либо достаточно тяжелых грузов и дает большие ограничения по погодным условиям. Ведь в дождь, например, люди просто могут не захотеть забирать посылку.
Такие моменты решаются за счет каких-то промоакций, то есть когда доставка роботом дешевле, чем обычным курьером. Что касается каких-то антивандальных историй, то защита машин сейчас достаточно высокая. Сам робот тяжелый, поэтому поднять его и унести не удастся, крышку также открыть крайне сложно. Плюс, если робот уходит с маршрута, то сразу начинает верещать, и оператор за этим следит.
Между тем нужно понимать, как будет устроена схема подписки. Аренда как процент от стоимости заказа — это более понятная схема, когда, грубо говоря, с каждого выполненного кейса "Яндекс" будет получать деньги. На начальном этапе арендовать робота именно по суточной схеме слишком рискованно для некоторых игроков. Со стороны "Яндекса" экономическая эффективность достигается где-то при 12 доставках в день, что выглядит достаточно реалистично».
Читайте также:
По мнению руководителя агентства Content Review Сергея Половникова, предоставление роботов в аренду — вполне логичный шаг:
«Машины показали себя уже во время разных сезонов, в принципе, они справляются. Для некоторых премиальных сервисов — ресторанов, кофеен — или сервисов доставки каких-то вещей это вполне нормальная и интересная рабочая схема. Речь идет о районе Патриарших прудов, "Золотой мили" или аналогичных локациях в Москве. Конечно, в регионах с этим будет сложнее, поскольку сами по себе роботы "Яндекса" стоят достаточно дорого. Вряд ли массовый сегмент — доставка еды, какая-нибудь пиццерия или буланжерия — смогут себе позволить подобный инструмент. А вот премиальные сервисы, где действительно важен "вау-эффект", вполне себе».
Илья Сизов