Независимые АЗС всё чаще сталкиваются с проблемами при покупке топлива на бирже из-за использования роботов некоторыми участниками торгов.
Компания «Нефтьмагистраль» пожаловалась на проблемы доступа к покупке товара на СПбМТСБ. Соответствующее письмо с просьбой обеспечить равные условия для всех участников торгов гендиректор компании и ее совладелец Александр Ерастов направил в ФАС, Минэнерго и СПбМТСБ. «Нефтьмагистраль» владеет более 100 АЗС в Московском регионе и является одним из крупнейших независимых операторов в стране.
В письме господин Ерастов указывает, что с 12 января компания не смогла приобрести ни одного лота Аи-95 и Аи-92 на базисах Московского, Рязанского и Ярославского НПЗ. Он связывает это с тем, что «биржевые торги характеризуются чрезвычайно высоким спросом, существенно превышающим предложение, а также с использованием рядом участников торгов алгоритмических систем закупа». Они позволяют выставлять заявки на покупку от новой средневзвешенной цены с учетом ограничения ее роста в 0,5% значительно быстрее, чем любой участник торгов, работающий вручную, говорится в письме. Александр Ерастов также указывает, что после торгов «Нефтьмагистраль» «получает предложения» о покупке товара с указанных базисов по цене с премией к биржевой.
С начала года стоимость Аи-95 на бирже выросла на 22%, до 51,9 тыс. руб. за тонну. Резкий рост биржевых цен возобновился в середине января, после того как стало известно о серьезной аварии на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа .
В СПбМТСБ заявили, что биржа располагает системой мониторинга для противодействия недобросовестным торговым практикам. В случае выявления нарушения к участникам торгов применяются штрафные меры.
В ФАС рассматривают предложения по ужесточению использования алгоритмических систем при приобретении нефтепродуктов на биржевых торгах.
Читайте также:
Непрерывный рост цен на бензины на бирже в течение января связан с несколькими основными факторами: увеличением акцизов, ростом экспортного паритета из-за обнуления экспортной пошлины, индексацией индикативных цен при расчете демпфера, считает глава РТС Евгений Аркуша. Также из-за аварии на Нижегородском НПЗ наблюдается ажиотажный спрос на топливо, закупки увеличивает и сам ЛУКОЙЛ. Кроме того, те объемы топлива, которые ранее приобретались в дополнительную торговую сессию (упразднена в 2023 году), нефтекомпании теперь закупают в основную сессию, и это создает дополнительный спрос и влияет на ценовые индикаторы, продолжает господин Аркуша. Он согласен при этом, что независимые АЗС стали чаще сталкиваться с проблемами при покупке на бирже из-за использования роботов некоторыми участниками торгов.
Дмитрий Козлов