Елена Ананькина, аналитический директор, корпоративные кредитные рейтинги Standard & Poor`s
-- Какую методику вы используете при рейтинговании компаний?
-- По корпоративным рейтингам мы учитываем две основные группы факторов: оценка бизнеса компании и оценка ее финансового положения. Обе группы включают в себя как качественные, так и количественные характеристики. Мы не только рассчитываем финансовые коэффициенты, но и смотрим, что это за бизнес, на каких рынках работает компания и так далее. В целом методика сейчас осталась такой же, как и до кризиса, но во время кризиса большее влияние приобретает фактор ликвидности.
-- Как происходит оценка состояния ликвидности компании?
-- Мы смотрим прежде всего на то, какой долг подлежит погашению в течение ближайшего года, включая исполнение оферт и прочие вероятные платежи. Если часть ликвидных средств вложена в краткосрочные финансовые активы, пытаемся разобраться, что это за инвестиции. Смотрим мы и на подтвержденные кредитные линии сравнительно устойчивых банков: неподтвержденные линии в нынешних условиях могут оказаться ненадежными.
-- Насколько серьезные изменения с ликвидностью произошли у российских компаний из-за кризиса?
-- По сравнению с европейскими и американскими компаниями ситуация с ликвидностью у российского корпоративного сектора исторически хуже по ряду причин. Российская банковская система не очень хорошо капитализирована, поэтому в основном у нас преобладали короткие кредиты. Это само по себе создает нестабильную ситуацию, а в условиях кризиса ликвидности ставит проблему еще более остро, так как короткие деньги многие компании вкладывали в длинные проекты. С другой стороны, российские компании полагались на короткие кредиты, не использовали долгосрочные кредитные линии, так как не хотели за это платить. Они надеялись, что ситуация всегда будет улучшаться, а стоимость заимствований -- снижаться, и сейчас им это аукнулось.
-- У какого сектора сегодня наибольшие проблемы?
-- Проблемы в большей степени зависят от того, какой в компании финансовый менеджмент, чем от того, в каком секторе она работает. Например, многие ритейлеры очень быстро росли, скупали активы, конкурентов, недвижимость, что стало причиной отрицательного денежного потока. Но многое зависит от того, как они финансировали свои покупки, успели ли привлечь долгосрочный капитал и способны ли скорректировать инвестиционную программу, чтобы сохранить устойчивый
баланс.
-- А если говорить о компаниях сырьевого сектора?
-- В большинстве своем они чувствуют себя довольно неплохо благодаря высоким ценам на сырье в начале года. Они генерировали солидный денежный поток и могли позволить себе не привлекать кредиты, а, напротив, погашать их или вкладывать деньги в различные инвестиционные проекты.
-- Почему же тогда нефтяники пришли за госденьгами?
-- Начнем с того, что госденьги -- это те же самые кредиты. Кроме того, насколько я понимаю, суть этой программы заключается прежде всего в том, что государство помогает стратегически важным компаниям.
-- Какие-то компании уже стали жертвой ухудшения ситуации с ликвидностью?
-- Да, долговая нагрузка и неопределенность с рефинансированием короткого долга уже стали причиной как изменения прогнозов, так и рейтингов. Изменение прогнозов коснулось двух телекомов -- "Волгателекома" и ЮТК (прогнозы по ним были изменены со стабильного на негативный) -- и ЛенспецСМУ (с позитивного на стабильный). Мы также понизили рейтинг Трубной металлургической компании. .
Интервью взял Александр Ъ-Мазунин




SIA.RU: Главное