Новости

"Кризис неплатежей в реальном секторе обернется катастрофой". Глава группы ГАЗ Сергей Занозин о кризисе в автопроме

В начале октября группа ГАЗ стала первым российским автопроизводителем, остановившим конвейер из-за экономического
кризиса и спада продаж. В пятницу стало известно, что у группы нет денег на расчеты с поставщиками, и долги перед ними будут погашены только летом 2009 года. Глава правления группы ГАЗ Сергей Занозин в интервью "Ъ" рассказал, что это не все плохие новости: по итогам 2008 года группа может снизить производство на 20%, остановить ряд инвестпроектов, если они не получат госфинансирование через Внешэкономбанк, а также о снятии с серийного производства автомобиля
"Волга".

-- Почему произошла остановка конвейера?

-- Я бы так вопрос не ставил: ГАЗ остановился из-за кризиса. Почему-то все молчали, когда мы приостанавливали работу конвейера горьковской площадки в январе, мае, августе или сентябре. А тут вдруг началось: кризис, ГАЗ стоит. Недельная остановка в октябре -- абсолютно плановая, она была подготовлена еще в августе. Мы уже тогда поняли, что ситуация на авторынке развивается не лучшим образом, что на складах скапливается трехмесячный остаток продукции и что если не
принять меры, то он может вырасти до шестимесячного. У нас начал появляться некий разрыв между нашей доходной и расходной частями, и мы поняли, что нам может не хватить денег на финансирование ряда инвестпроектов. Не все наши коллеги по отрасли, кстати, вовремя сориентировались в новых условиях. У кого-то до сих пор пяти-шестимесячные остатки на складах.

-- Почему на рынке сложилась такая ситуация?

-- Проблемы начались не с нас, они начались у банков. Рынка межбанковского кредитования в России нет уже больше месяца, это даже представить сложно. Правительство выделило деньги для поддержания ликвидности Внешторгбанку, Сбербанку и Газпромбанку, однако дальше них деньги не пошли. В результате покупатели наших автомобилей,
которые кредитовались в более мелких банках, оказались отрезаны от кредитов, и вся эта цепочка, начиная с наших поставщиков и вплоть до конечного потребителя, разорвалась. Недавно мы встречались с Игорем Ивановичем Сечиным, рассказали ему обо всем, и я надеюсь, что правительство поймет, наконец: если сегодня не принять меры, не
поддержать конечного потребителя деньгами, не простимулировать спрос на те же автомобили, то кризис неплатежей в реальном секторе обернется настоящей катастрофой.

Мы увидели панику на межбанковском рынке еще в середине сентября. Тогда нам пришлось от нормального планирования производства перейти к гибкому управлению группой ГАЗ. Мы проанализировали три сценария развития событий: спрос на нашу продукцию падает на 25%, 30% или на все 50%. Исходя из них, мы определили объемы выпуска и жесткие лимиты
оборотного капитала для всех наших заводов -- товарно-материальных ценностей, незавершенного продукта, запасов продукции на складе, размера дебиторской и кредиторской задолженности. Так что мы не останавливаем конвейеры, а ведем ручное управление площадками группы ГАЗ в ежедневном режиме. Я лично подписываю платежные документы
стоимостью свыше 500 тыс. руб. по каждому дивизиону и заводу.

-- Насколько группа ГАЗ может снизить производство по итогам 2008 года?

-- Снижение может составить до 30%. Но это всего лишь прогноз, он может быть пересмотрен в любую сторону. Мы пересматриваем ситуацию каждые десять дней. Сегодня никто -- ни мы, ни правительство -- не может с уверенностью сказать, что будет в ноябре или декабре.

-- Долго ли стоял Горьковский автозавод в сентябре и августе?

-- В августе его конвейер останавливался на три дня, а в сентябре -- на неделю.

-- И какие у вас на сегодня товарные остатки?

--По "Газелям" они на уровне двухмесячных, то есть в пределах 20 тыс. машин. К концу года мы намерены выйти на уровень 12-14 тыс., то есть в октябре мы соберем 12 тыс. "Газелей", в ноябре-декабре -- где-то по 12-14 тыс.

-- Сколько необходимо собирать "Газелей", чтобы их выпуск оставался рентабельным?

-- Объем производства должен быть не менее 10 тыс. машин в месяц. Ниже этого порога мы не должны опуститься.

-- Какие будут финансовые показатели группы ГАЗ в этом году?

-- Падение выручки может составить 7-8%. По EBIDTA ситуация может быть крайне сложная -- она может снизиться где-то на 40-50% по отношению к 2007 году.

-- А на сколько в целом выросла ваша себестоимость, в том числе из-за роста цен на металл?

-- Где-то на 20%. В июле металлурги нам подняли цены на 50-70%, и половину этого значения нам пришлось переложить в цену.

-- То есть ваша рентабельность по EBITDA по итогам 2008 года будет на уровне 6-7%?

-- Почти точно.

-- Сокращения персонала будут в группе ГАЗ?

-- Не исключено.

-- Как изменится ваша политика в отношении поставщиков и дилеров?

-- До кризиса мы с поставщиками работали по схеме долгосрочных договоров, и у нас была отсрочка платежа на пятнадцать-двадцать дней. Наши поставщики кредитовались в банках, покрывали свои кассовые разрывы и таким образом работали. Теперь, когда ситуация на межбанковском рынке изменилась, деньги поставщикам, особенно небольшим, взять негде. Кому-то мы готовы помочь и пойти навстречу. Но от поставщиков, которые покрупнее, будем требовать увеличения
дебиторской задолженности и отсрочки платежа, скажем, до двух месяцев.

С дилерами ситуация обратная. Когда рынок был на подъеме, мы отгружали им технику по предоплате, через тридцать дней. Дефицит продукции позволял это делать. Теперь будем грузить им вперед на эти же тридцать дней. И просить правительство помочь межбанковскому сектору деньгами, чтобы дилеру и конечному потребителю было чем
расплатиться за отгружаемую нами технику. Механизмы все известны: кредитование, лизинговые программы и так далее.

-- Насколько ваши партнеры, в частности поставщики, готовы к новым условиям работы? Обсуждали ли вы их, например, с Sollers Вадима Швецова, которая является крупнейшим поставщиком двигателей для группы?

-- Переговоры с поставщиками завершены на 90%, с дилерами тоже ведем диалог. С Sollers обсуждали, принципиальных возражений с их стороны не было.

-- На конец 2007 года краткосрочный долг группы ГАЗ по МСФО составил $940 млн. Каков он сейчас и когда наступает срок возврата кредитов?

-- Точную сумму краткосрочного долга я также не раскрою. Но могу сказать, что с конца прошлого года краткосрочный долг у нас практически не вырос. В конце сентября -- начале октября у нас была достаточно сложная кредитная нагрузка. Мы это, слава богу, благополучно пережили, во многом благодаря пересмотру ценообразования нашими поставщиками и отсрочкам платежей, которые они нам предоставили. Нам удалось высвободить средства для погашения кредитов на сумму, близкую к $150 млн.

Проблема в другом. Значительная часть тех коротких денег, о которых вы говорите, шла на финансирование наших инвестпроектов. Это покупка новых активов и запуск новых производств, в том числе Volga Siber, или подготовка производства нового дизельного двигателя ЯМЗ-530 (единственный средний дизель в России, разработан в партнерстве с
австрийской AVL.-- "Ъ"). С финансированием нашей текущей деятельности вопросов не возникнет: если не даст правительство рынку денег, значит, перейдем на бартерные и прочие суррогатные схемы, как-нибудь
выберемся. А вот с финансированием и запуском инвестпроектов в группе ГАЗ есть серьезные проблемы. Наша задача: короткие деньги, которые привлекались под инвестпрограмму, перевести в длинные.

-- Насколько реально сейчас перекредитоваться на более долгий срок?

-- Все будет зависеть от ситуации на рынке и действий правительства, то есть от готовности власти оказывать адресную помощь отдельным приоритетным инвестпроектам. Например, группа ГАЗ подала заявку в ВЭБ на получение долгосрочного кредита на сумму до $400 млн под проект организации производства двигателя ЯМЗ-530. В Ярославле под него
должен быть построен целый завод, аналогов этому двигателю в России нет. Проект необходимо продолжать, он не может быть остановлен, потому что какой-то объем инвестиций нами уже сделан, у нас уже есть заказы на оборудование, оно оплачено и частично уже начинает поступать. Отказ от проекта -- это прямые потери. Мы обсуждали эту
ситуацию и с губернатором области, и с ВЭБом, переговоры идут нормально, и я надеюсь, что правительство поддержит этот проект.

-- В группе ГАЗ раньше официально говорили, что ее партнерами могут стать General Motors и Chrysler. Насколько, по-вашему, иностранцы готовы к инвестициям в условиях кризиса?

-- У наших переговорщиков на западных рынках ситуация гораздо хуже, чем в России. У того же GM где проблемы? В Америке. А в Европе GM лидирует по продажам легковых машин, просто об этом мало кто говорит. В России авторынок по-прежнему растущий, так почему в него не инвестировать?

-- Как долго, по-вашему, продлится этот кризис и что будет дальше?

-- Знаете, я не хочу лукавить и говорить, что у группы ГАЗ все хорошо. У нас есть проблемы, и мы этого не собираемся скрывать. Хорошо, если правительство поддержит рынок ликвидностью, и деньги дойдут до мелких банков прежде, чем они рухнут и обанкротятся. Если не дойдут, то будет еще хуже, чем сейчас, но мы и к этому готовы. Все эти варианты мы для себя прописали. На самом деле мне как человеку, пережившему не один кризис, кажется, что в каждом из них надо искать
позитив. На полном серьезе. Кризис позволит группе ГАЗ серьезно сжаться, сократиться, снизить затраты и повысить эффективность. И надо из этого выжать лучшее. Самый сложный кризис для меня был в 1998 году, а до него еще были 1994 и 1995 годы, когда в стране не было денег совсем. Тогда были взаимозачеты, векселя, суррогатные схемы, бартеры и прочее. Инфляция росла на 100% в месяц. А сегодня еще ничего. По большому счету ничего страшного пока не происходит.

Интервью взял Дмитрий Ъ-Беликов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное