Новости

ФАС пришла за бензином

ФАС пришла за бензином

"Роснефть" и ЛУКОЙЛ ответят за высокие цены

Вчера Федеральная антимонопольная служба (ФАС) объявила, что "Роснефть" и ЛУКОЙЛ злоупотребляли доминирующим положением на рынке нефтепродуктов. Нарушение "Роснефти", сообщает ФАС, состоит в установлении и поддержании монопольно высоких цен на автобензины, дизтопливо, авиакеросин и мазут, а также в создании дискриминационных условий на рынке и установлении экономически и технологически необоснованных различных цен на один и тот же товар. Приняв во внимание доминирующую долю государства в капитале "Роснефти", ФАС тем не менее "посчитала, что желание извлекать максимальную прибыль должно быть соизмеримым с возможностями российской экономики". ЛУКОЙЛ
признали виновным в установлении монопольно высоких цен на тот же список нефтепродуктов.

За нарушения, выявленные у компаний, статья 14.31 КоАПа предусматривает штраф в размере 1-15% выручки (по РСБУ) от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение. Согласно отчету "Роснефти" по РСБУ за 2007 год, выручка от реализации нефтепродуктов на внутренний рынок составила 162,19 млрд руб. Исходя из этого штраф может оставить от 1,62 млрд до 24,33 млрд руб. Выручка ЛУКОЙЛа по РСБУ от реализации нефтепродуктов в 2007 году составила 5,88 млрд руб. Соответственно, речь может идти о штрафе от 58,79 млн до 881,94 млн руб. В отчетности по РСБУ ЛУКОЙЛ отражает только продажи нефтепродуктов на внутренний рынок и только головного ОАО (заводы ЛУКОЙЛа могут экспортировать самостоятельно), этим и объясняется относительно низкий показатель выручки; по стандартам GAAP выручка от реализации нефтепродуктов на внутренний рынок -- $9,58 млрд.

ФАС также считает шаги компаний по снижению цен на топливо "неэнергичными".

Аналитик ИК "Тройка Диалог" Валерий Нестеров напоминает, что олигополия, сложившаяся на оптовом рынке нефтепродуктов, нуждается в независимом регулировании. "Возможно, создается новая система отношений, которую давно нужно было создать,-- говорит он.-- Роль ФАС, независимого контрольного органа, до недавних пор была незаметной, однако теперь служба активизировала свою деятельность, и даже если бы она только привлекала к ситуации внимание общественности и политиков, это уже шло бы на пользу потребителю". Но Алексей Кокин из ИК "Метрополь" отмечает, что, привлекая к ответственности оптовых поставщиков топлива, ФАС лишь до определенного предела решает проблему розничных цен. "Если розничные цены в среднем падают месяц к месяцу максимум на 2%, то на оптовом рынке снижение куда более ощутимое",-- говорит он. Валерий Нестеров соглашается, что проблема излишне высокой маржи в рознице имеет место, но предполагает, что у ФАС "просто не хватает рук" для серьезной борьбы с ней.

Наталья Ъ-Скорлыгина, Денис Ъ-Ребров


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное