Новости

Время сокращать. Половина российских компаний вводит кризисное управление

Ассоциация менеджеров и ИД "Коммерсантъ" представляют итоги традиционного опроса российских предпринимателей в рамках проекта по расчету индекса деловой активности. В этот раз мы решили выяснить отношение бизнесменов к мировому финансовому кризису, уже начавшему оказывать влияние на реальный сектор российской экономики. Выяснилось, что почти половина отечественных компаний уже почувствовали на себе негативное влияние кризиса и примерно столько же принимают антикризисные планы, а также сокращают издержки и инвестиционные программы.

Опрос был проведен в период с 6 по 15 октября. В опросе приняли участие 107 топ-менеджеров и собственников российских компаний.

Основной темой сентября, активно обсуждаемой деловым сообществом, безусловно, стал кризис на мировом финансовом рынке, который вылился в резкое падение российского фондового рынка в прошлом месяце. Эхо финансовых проблем докатилось и до непубличных компаний в виде ужесточения условий кредитования, падения спроса на продукцию и т. д.
Теперь вопрос заключается в продолжительности и глубине падения российской экономики.

Кризис в финансовом секторе неизбежно вылился в ухудшение многих экономических показателей. Однако можно ли говорить об экономическом кризисе? По мнению большинства опрошенных в ходе нашего исследования бизнесменов, финансовый кризис оказывает негативное воздействие на состояние российской экономики в целом, причем 48% уверены, что речь идет о действительно кризисной ситуации, а 45% -- о простом ухудшении положения.

В сложившихся условиях государственная финансовая поддержка реального сектора экономики считается весьма актуальной -- за применение подобных мер ратуют 77% опрошенных.

Что касается влияния мирового кризиса на текущую деятельность компаний, здесь мнения предпринимателей разделились примерно поровну: 52% из них пока не замечают влияния кризиса, еще 44% отметили его негативное влияние.

При этом особый план действий в связи с кризисными событиями был принят только в 12% компаний, а разработка такого плана ведется в настоящее время в 43%. Однако в трети компаний, представители которых приняли участие в опросе, такого плана нет и, весьма вероятно, не будет. Среди тех, кто решился на проведение специальных антикризисных
мероприятий, наиболее распространенной мерой является сокращение непроизводственных издержек (41%).

Важно отметить, что каждая пятая компания, принявшая специальный план действий, реагирует на финансовый кризис посредством количественной гибкости, то есть сокращения штата сотрудников. Наименее распространенными способами экономии выступили сокращение производства (7%) и снижение заработной платы (4%).

Сергей Литовченко, Александр Дынин, Ассоциация менеджеров; Петр Ъ-Рушайло, "Ъ"


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное