Вчера президент ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) Владимир Якунин встречался с представителями крупных частных и государственных банков, в том числе ВТБ, Банка Москвы, Международного промышленного банка, банка "Уралсиб", Транскредитбанка, Сбербанка и Газпромбанка. По итогам стороны торжественно подписали "пакет инициатив" "для поддержания устойчивого финансирования реального сектора экономики".
Однако из пояснений представителей ОАО РЖД и банков стало ясно, что конкретные договоренности о кредитах пока не достигнуты. Вице-президент ОАО РЖД Федор Андреев рассказал "Ъ", что в предложениях речь идет об оптимизации схемы предоставления Центробанком залоговых кредитов коммерческим банкам. Согласно инициативе, ЦБ должен выдавать такие кредиты на срок до пяти лет (а не на полгода, как сейчас), а обеспечение по этим кредитам оценивать с дисконтом не более 20%. Коммерческие банки готовы ограничить объем собственной прибыли до 3% годовых по кредитам в инфраструктурные проекты. В противном случае, по словам старшего вице-президента ВТБ Валерия Лукьяненко, подписавшего документ, банки готовы кредитовать ОАО РЖД только под 14-14,5% годовых. Однако Федор Андреев подтвердил прозвучавшие накануне слова Владимира Якунина, что такие ставки компанию "не устраивают".
Из распространенного в пятницу сообщения ОАО РЖД следует, что подписанный пакет предложений будет направлен на рассмотрение в совет при президенте по развитию финансового рынка и в ЦБ. Как пояснил "Ъ" предправления "Уралсиба" Андрей Донских, банк уже обращался в ЦБ и "нашел поддержку во время рабочих встреч с его представителями".
Теперь банкиры надеются, что ЦБ прислушается к данным инициативам и внесет в свое положение 312П изменения, которые, по мнению господина Донских, позволят "более эффективно кредитовать крупные российские компании".
Аналитики сомневаются, что ЦБ и государство согласятся на предложения ОАО РЖД и банков. По словам главы аналитического департамента компании "Ингосстрах-инвестиции" Евгения Шаго, коммерческие банки хотят выступить посредниками на пути государственных инвестиций в развитие железнодорожной отрасли. Аналитик полагает, что "для такой операции 3% комиссии -- слишком много". По мнению старшего аналитика ИК "Метрополь" Марка Рубинштейна, "нет ничего плохого" в том, чтобы дать коммерческим банкам возможность заработать на перепродаже государственных денег.
Но, отмечает аналитик, "было бы проще и логичнее" профинансировать стопроцентную государственную компанию напрямую через вклад в уставный капитал или через бюджет. ОАО РЖД ждет от государства и такой помощи. В частности, через допэмиссию в пользу государства компания рассчитывает компенсировать порядка 75 млрд руб. доходов,
которые может недополучить в 2009 году из-за падения железнодорожных перевозок в условиях финансового кризиса.
Алексей Ъ-Екимовский, Юлия Ъ-Чайкина, Елена Ъ-Киселева
Однако из пояснений представителей ОАО РЖД и банков стало ясно, что конкретные договоренности о кредитах пока не достигнуты. Вице-президент ОАО РЖД Федор Андреев рассказал "Ъ", что в предложениях речь идет об оптимизации схемы предоставления Центробанком залоговых кредитов коммерческим банкам. Согласно инициативе, ЦБ должен выдавать такие кредиты на срок до пяти лет (а не на полгода, как сейчас), а обеспечение по этим кредитам оценивать с дисконтом не более 20%. Коммерческие банки готовы ограничить объем собственной прибыли до 3% годовых по кредитам в инфраструктурные проекты. В противном случае, по словам старшего вице-президента ВТБ Валерия Лукьяненко, подписавшего документ, банки готовы кредитовать ОАО РЖД только под 14-14,5% годовых. Однако Федор Андреев подтвердил прозвучавшие накануне слова Владимира Якунина, что такие ставки компанию "не устраивают".
Из распространенного в пятницу сообщения ОАО РЖД следует, что подписанный пакет предложений будет направлен на рассмотрение в совет при президенте по развитию финансового рынка и в ЦБ. Как пояснил "Ъ" предправления "Уралсиба" Андрей Донских, банк уже обращался в ЦБ и "нашел поддержку во время рабочих встреч с его представителями".
Теперь банкиры надеются, что ЦБ прислушается к данным инициативам и внесет в свое положение 312П изменения, которые, по мнению господина Донских, позволят "более эффективно кредитовать крупные российские компании".
Аналитики сомневаются, что ЦБ и государство согласятся на предложения ОАО РЖД и банков. По словам главы аналитического департамента компании "Ингосстрах-инвестиции" Евгения Шаго, коммерческие банки хотят выступить посредниками на пути государственных инвестиций в развитие железнодорожной отрасли. Аналитик полагает, что "для такой операции 3% комиссии -- слишком много". По мнению старшего аналитика ИК "Метрополь" Марка Рубинштейна, "нет ничего плохого" в том, чтобы дать коммерческим банкам возможность заработать на перепродаже государственных денег.
Но, отмечает аналитик, "было бы проще и логичнее" профинансировать стопроцентную государственную компанию напрямую через вклад в уставный капитал или через бюджет. ОАО РЖД ждет от государства и такой помощи. В частности, через допэмиссию в пользу государства компания рассчитывает компенсировать порядка 75 млрд руб. доходов,
которые может недополучить в 2009 году из-за падения железнодорожных перевозок в условиях финансового кризиса.
Алексей Ъ-Екимовский, Юлия Ъ-Чайкина, Елена Ъ-Киселева




SIA.RU: Главное