Новости

Энергетики падают в мощности. Финансовый кризис поставил под вопрос их инвестпрограммы

Вчера стало понятно, что финансовый кризис затронет не только частные, но и государственные энергокомпании, которые до сих пор не признавались в наличии проблем с финансированием. "Русгидро" сообщила, что вслед за ОАО РЖД может выпустить инфраструктурные облигации для финансирования реализации инвестпрограммы. Государство занимает жесткую позицию в отношении возможности сокращения энергетиками инвестпрограмм. Но эксперты полагают, что объем ввода
новых мощностей будет уменьшен. Результатом может стать нехватка электроэнергии и продолжение зимних ограничений энергопотребления.

Инвестиционный разрыв

Сейчас основная проблема всех энергокомпаний -- это деньги на выполнение инвестпрограмм. Еще в 2006 году РАО ЕЭС утвердило план, в соответствие с которым до конца 2010 года в стране должно быть введено 34,2 ГВт новых мощностей. Тогда энергохолдинг опирался на прогноз роста энергопотребления на уровне 5% в год, однако довольно быстро уменьшил его до уровня 4%. Фактический рост в 2006 и 2007 годах составлял лишь 2,9%, однако утвержденный объем новых вводов
дальше пересматривать не стали. Пока отрасль находилась под контролем государства, никто из пришедших в нее инвесторов обязательствами по инвестированию в новое строительство не возмущался. Однако как только было ликвидировано РАО ЕЭС (это произошло 1 июля) и наступил глобальный финансовый кризис, выполнение инвестпрограмм оказалось под вопросом.

Изначально все ОГК и ТГК РАО "ЕЭС России" продавало с рядом условий. И большинство из них было направлено на гарантированные вложения средств в строительство новых мощностей. Оплачивать инвестпрограммы покупатели компаний должны были сами -- в их пользу проводилась допэмиссия, а средства, полученные от нее, предполагалось вложить в
купленные ими же компании. Чтобы у инвесторов не возникло соблазна потратить эти деньги на что-нибудь другое, владельцы всех ОГК и ТГК заключали с НП "Администратор торговой системы" (АТС) и ОАО "Системный оператор единой энергосистемы" договор на выдачу на свободный рынок электроэнергии новой мощности. В договоре указан
срок, а также объем мощности, который должен поступить на рынок. В случае невыполнения своих обязательств или просрочки ввода даже по одному объекту из инвестпрограммы собственника ожидает штраф в размере до 25% от стоимости всей его инвестпрограммы.

Допэмиссия, которую выкупал новый владелец ОГК или ТГК, по расчетам РАО ЕЭС должна была покрыть чуть меньше половины стоимости инвестпрограммы. Планировалось, что остальное компании будут добавлять из собственной прибыли или брать кредиты. Однако не успели покупатели стать акционерами, как уже начались разговоры о том, что
инвестпрограммы на самом деле стоят дороже, да и не все допэмиссии прошли по хорошим ценам. Энергетики обращали внимание на 20-30-процентный рост стоимости строительных материалов и услуг подрядных организаций. Впрочем, никто не говорил о том, что ситуация критическая,-- эту разницу новые собственники были готовы закрыть банковскими кредитами.

Однако с наступлением глобального финансового кризиса о долгосрочных кредитах под хорошие проценты энергокомпаниям пришлось забыть. Помимо отсутствия денег у самих банков, стоимость ОГК и ТГК упала до такой степени, что брать деньги под залог имущества стало практически невозможно -- вместо роста стоимости акций, который прогнозировался до кризиса, компании получили рекордное падение.

По оценкам начальника отдела акций ИГ "Капиталъ" Константина Гуляева, корзина акций компаний, которые были выделены из РАО ЕЭС 1 июля, упала в стоимости на 74%.

В ожидании господдержки

Оказавшись в тяжелой финансовой ситуации, энергетики вслед за нефтяниками и металлургами обратились за помощью к государству. В октябре НП "Совет производителей энергии и стратегических инвесторов электроэнергетики" подготовило письмо на имя вице-премьера Игоря Сечина. В нем НП попросило порядка $50 млрд в кредит под льготную
ставку на уровне 11% на финансирование инвестпрограмм. В качестве потенциального кредитора в письме назван Внешэкономбанк. Одновременно энергетики признались, что предпочли бы деньгам отмену штрафов за перенос сроков вводов новых мощностей и сокращение инвестпрограмм.

Но одобрять снижение объема новых вводов государство до последнего времени не собиралось. И Игорь Сечин, и глава Минэнерго Сергей Шматко неоднократно заявляли, что все запланированные электростанции должны быть построены. Более того, государство даже видит ряд плюсов в случившемся кризисе: замглавы Минэнерго Вячеслав Синюгин, например,
обращает внимание на то, что сейчас падают цены на цемент и услуги подрядчиков, что должно быть на руку энергетикам. Также государство предлагает компаниям напрямую обращаться в госбанки за кредитами.

Однако, по словам Сергея Кожемяко, доступ к "длинным" государственным деньгам для реализации инвестиционных программ фактически закрыт. "Электроэнергетика не вошла в число отраслей, которые будут иметь преимущество при выдаче кредитов банками, получившими государственные средства для поддержки экономики",-- пояснил глава ТГК-11.

Вячеслав Синюгин в разговоре с "Ъ" заверил, что в энергетике есть инвесторы, которые готовы выполнить инвестпрограммы и без господдержки. Хотя ни одного из них не назвал. Зато их назвал вчера и. о. главы "Русгидро" Василий Зубакин. Он сообщил, что это итальянская Enel и немецкая E.On. Их позиция, по словам господина Зубакина, служит образцом и для других компаний электроэнергетики.

Сама "Русгидро", как и государственная ФСК, ни разу не заявляла о нехватке средств или отсутствии помощи со стороны государства. Впрочем, это не означает, что "Русгидро" не предпринимает никаких действий для экономии средств. По
словам господина Друзяки, "Русгидро" создает "подушку ликвидности" -- неснижаемого остатка на счетах компании, который в случае возможного сбоя в расчетной системе обеспечит дальнейшие платежи.

В ФСК также не видят необходимости в финансовой помощи со стороны государства. По словам первого зампредправления компании Александра Чистякова, ее инвестиционная программа до 2011 года обеспечена собственными средствами более чем на половину (54%).

Однако, как рассказал "Ъ" источник, близкий к Минэнерго, в начале ноября в Минпромторге состоялось совещание, на котором были названы суммы, которых не хватает энергокомпаниям в условиях кризиса. По словам собеседника "Ъ", именно госкомпаниям, исключая ФСК, нужно больше всего средств -- порядка 840 млрд руб., а частным -- лишь 300
млрд руб. В качестве поддержки рассматривается выпуск инфраструктурных облигаций "Русгидро" (аналогичные планы есть у других инфраструктурных госкомпаний, например ОАО "Российские железные дороги"). Эти планы "Русгидро" подтвердил вчера Василий Зубакин.

Снова на рынок

Частные энергокомпании пытаются решить проблему с финансированием собственными силами, в первую очередь требуя от государства сокращения инвестпрограмм или по крайней мере переноса сроков ввода новых мощностей. О том, что есть план по снижению заявленных объемов вводов, "Ъ" сообщили в ОГК-1. Также перенести сроки рассчитывает гендиректор ОГК-2 Станислав Невейницын, который уже сообщил, что намерен перенести строительство Ставропольской ГРЭС по крайней мере на семь лет. По словам источника "Ъ", близкого к КЭС Виктора Вексельберга, холдинг также подал заявки в "Системный оператор" на перенос сроков вводов своих объектов во всех принадлежащих ему ТГК.

Аналитики не берутся прогнозировать состояние финансовых рынков на следующий год, как и положение акций энергокомпаний на нем. Константин Гуляев отмечает, что на текущий момент сектор электроэнергетики остается одним из аутсайдеров. Аналитик говорит, что большинство негативных факторов, которые действуют на сегодняшний момент, во многом уже заложены в котировки энергетических компаний, многие из которых торгуются в разы меньше, чем собственный номинал акций. "В связи с этим даже если мы и не увидим дальнейшего существенного падения цен акций энергетических компаний, то текущие низкие уровни могут продержаться еще довольно продолжительное время",-- говорит Константин Гуляев. Среди факторов, которые не позволяют вырасти акциям, аналитик называет снижение энергопотребления, рост неплатежей, проблемы в реализации инвестпрограмм, риск торможения процесса установления рыночного
ценообразования, необоснованные издержки за не потребленное топливо по долгосрочным газовым контрактам take or pay.

После кризиса

По мнению аналитика ИК "Совлинк" Екатерины Трипотень, формальных поводов у энергокомпаний добиваться сокращений инвестпрограмм достаточно. Это и отклонение макроэкономических параметров от тех, что были на момент составления инвестпроектов, и отсутствие необходимости в таком количестве мощности в какой-нибудь конкретной точке, и либерализация рынка не теми темпами, что заложены в постановление правительства.

Аналитик отмечает, что если по каким-то причинам договоры на мощность отменят или скорректируют по объектам и срокам, "компании смогут более свободно распоряжаться средствами, например, вложить их в наиболее эффективные в текущих условиях проекты или заняться модернизацией".

Однако бывший член правления РАО ЕЭС Александр Чикунов полагает, что с принятием таких решений нужно быть очень осторожными. Он напомнил, что инвестпрограмма составлялась РАО ЕЭС исходя не только из промышленного роста, но и из потребностей регионов, в которых до сих пор в зимнее время бывают ограничения потребителей электроэнергии.

Сейчас в связи с кризисом потребление промышленности падает, однако это не означает, что так будет всегда, отмечает господин Чикунов. "Очень важно, чтобы не получилось так, что кризис кончился, а у заводов нет возможности загружаться на полную мощность, поскольку пока был кризис, новые электростанции не строились",-- говорит Александр Чикунов.

Предправления ОАО "Инженерный центр ЕЭС" Сильвиян Сеу уверен, что корректировку объемов ввода новых мощностей вообще допускать нельзя. Помимо того что после кризиса экономике потребуются новые мощности, господин Сеу напоминает, что на рубеже 2009-2010 годов ежегодно из энергосистемы будет выбывать до 1 ГВт мощностей в связи с износом электростанций, построенных еще в середине прошлого века.

Тем не менее Вячеслав Синюгин считает вполне вероятным, что решение о корректировке инвестпрограмм будет принято. Этот вопрос, по словам господина Синюгина, будет рассматриваться в декабре правительством.

Екатерина Ъ-Гришковец, Владимир Ъ-Дзагуто


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное