Инвесткомпания "Ренессанс Капитал" пересмотрела свой прогноз развития российского рынка водки: "премиумизация", то есть переход потребителей на более дорогие бренды, которую раньше аналитики называли "основной движущей силой всего рынка", прекратится, а "массовая" водка к 2013 году сможет занять 57% рынка (сейчас -- 40%).
О пересмотре прогнозов "Ъ" рассказала управляющий директор и глава аналитического отдела по России "Ренессанс Капитала" Наталья Загвоздина. По ее словам, оценки были пересмотрены с учетом негативных последствий финансового кризиса: снижения потребительского спроса, ослабления рубля и проч. Теперь "Ренессанс Капитал" считает, что водочный рынок в физическом выражении в 2008 году сократится на 4,3%, в 2009-м -- на 4,3%, и ежегодно до 2013 года потребление водки будет снижаться еще на 4%. В денежном выражении рынок вырастет, но темпами ниже инфляции: среднегодовой рост в рублях окажется на уровне 3,4% (розничные цены), в долларах -- всего 1%. При этом из-за ослабления доллара в 2009 году рынок упадет на 14%, до $16,2 млрд.
До кризиса прогнозы аналитиков были более оптимистичны. В своем отчете "Водка. Трезвый взгляд", подготовленном к IPO компании "Синергия" в августе 2007 года, "Ренессанс Капитал" предсказывал ежегодный рост рынка в рублях до 2011 года на 5,8% в розничных ценах. "Основной движущей силой всего рынка" называлась тенденция "премиумизации", то есть перехода потребителей с массовых на более дорогие премиальные бренды, обусловленная ростом реальных зарплат.
Глава российского офиса Diageo Джон О`Кифф подтверждал "Ъ", что эта тенденция носит мировой характер. А коммерческий директор холдинга "Русский алкоголь" Вадим Касьянов объяснял "премиумизацию" российских компаний их желанием "понравиться" транснациональным производителям, которые поглощают в первую очередь ысокомаржинальные предприятия, чьи бренды имеют международный потенциал.
В условиях кризиса тенденция "премиумизации" прекратится и потребители переключатся на более дешевую водку, прогнозируют в "Ренессанс Капитале".
Директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко с прогнозами "Ренессанса" "до конца не согласен": "То, что происходит сейчас с российской экономикой,-- не структурное изменение, а небольшая корректировка. Менее восприимчивы к рекламным воздействиям премиальных брендов потребители не станут".
Анна Ъ-Рябова




SIA.RU: Главное