Новости

"Многие проблемные банки покупаются за символические суммы, что дает основания для оказания им господдержки"

Директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России МИХАИЛ СУХОВ.

-- Сегодня ровно месяц с момента вступления в силу закона "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года". Какое количество банков ЦБ и АСВ успели оценить на предмет необходимости санации и с каким результатом?

-- Девять банков -- Банк ВЕФК, Русский банк развития, Свердловский губернский банк, "Потенциал", "Электроника", Газэнергобанк, Нижегородпромстройбанк, Башинвестбанк и "Нижний Новгород" -- санируются как внешними инвесторами, так и силами АСВ. Предотвращение банкротства трех банков -- "Сочи", "Сибконтакт" и Курганпромбанка -- Банком России и АСВ после проведения оценки их финансовой устойчивости признано нецелесообразным. Потенциальные инвесторы
приобретать эти банки отказались. Передача их активов и обязательств "здоровому" банку или оздоровление силами АСВ обошлись бы гораздо дороже, чем выплата страхового возмещения их вкладчикам. В результате ни один из вариантов, которые заложены в законе, не был экономически целесообразен, и лицензии у этих трех банков были отозваны.

-- Сколько санируемых банков обратилось в ЦБ за поддержкой в предотвращении банкротства, уже имея предварительные договоренности с инвесторами?

-- На момент передачи нами в АСВ предложений по предотвращению банкротства потенциальные инвесторы отсутствовали лишь у двух банков -- ВЕФКа и "Электроники". Нет их и до сих пор. Во всех остальных случаях при принятии решений о передаче банков в агентство инвестор и владельцы банков уже имели намерение заключить соглашение о финансовом оздоровлении.

-- Как именно проблемные банки просили оказать им поддержку: звонили в Банк России, писали заявления, приходили лично, использовали иные каналы?

-- Можно обратиться в теруправление, которое осуществляет непосредственный надзор за банком, и оно, видя признаки финансовой неустойчивости, напишет нам ходатайство. Были случаи, когда владельцы банков информировали о существующих проблемах непосредственно центральный аппарат Банка России. Приходили и говорили: "У меня денег
нет, но есть более состоятельный, чем я, инвестор (человек, банк или компания), с которым я, как добросовестный собственник и честный человек, договорился о продаже и дальнейшей поддержке банка". К нам обращались губернаторы... В любом случае такое обращение должно сопровождаться документарным подтверждением наличия у банка
финансовых проблем -- в этом смысле мы бюрократы. Без доказательств неустойчивого финансового состояния банка мы не можем применить нормы нового закона. Доказательством может быть отчетность, если в ней уже видны трудности банка, либо иные документы, в которых более оперативно отражается текущая ситуация. Например, ежедневный баланс
банка, который обычно составляется для собственных целей.

-- Может ли обратиться в ЦБ клиент банка, в котором зависли деньги? Допустим, в ситуации, когда банк тщательно скрывает от регулятора наличие у него проблем.

-- Да, конечно, но сведения, которые предоставит клиент, нуждаются в подтверждении. Мы не можем пользоваться законом как инструментом для недобросовестной конкуренции, поэтому административные решения не могут приниматься просто по жалобе.

-- По опыту уже проведенных проверок в чем заключались основные проблемы санированных банков?

-- По результатам оценки финансовой устойчивости санированных банков мы пришли к нескольким выводам. Первый -- о том, что кризис на рынке ценных бумаг имел опосредованное влияние на финансовое состояние большинства санированных в рамках нового закона банков. На их балансах, как правило, не зарегистрированы существенные потери от
падения стоимости ценных бумаг. Мы выделили две наиболее распространенные ситуации возникновения у банков проблем с ликвидностью. В одних банках владельцы не смогли заместить выпадающую из-за оттока вкладов ликвидность каким-либо денежным потоком, поскольку банковский бизнес для них являлся основным и других источников пополнения ликвидности у них не было. Вторая проблема, типичная для нескольких банков,-- это вложение средств в проекты, связанные с недвижимостью. Такие активы не только обесценились (например, из-за снижения стоимости недвижимости), но и стали
генерировать гораздо меньшие денежные потоки (например, из-за снижения продаж жилья). Кроме того, поскольку активы приносят меньший денежный поток, капитал такого банка стоит меньше, и это уже проблема, связанная с капиталом. Поэтому многие проблемные банки покупаются за символические суммы, отражающие реальную стоимость капитала в текущей оценке, что дает основания для оказания таким банкам господдержки через АСВ. Не символическая цена сделки
свидетельствует о том, что проблемы банка не настолько серьезны. В этом случае господдержка может быть оказана для сокращения разрыва ликвидности между короткими по срокам обязательствами и длинными активами.

-- Насколько активно Банк России участвует в поиске и отборе инвесторов в проблемные банки? Есть ли какой-то список
заинтересованных инвесторов?

-- Списка нет. С теми, кто хочет участвовать в конкретных проектах, встречаемся, общаемся, смотрим документы. Это переговорный процесс, которым в основном занимается агентство. Нам важно понять, осилит ли инвестор оздоровление проблемного банка без ущерба для себя. Для этого мы смотрим на показатель достаточности капитала -- важно, чтобы
после сделки он у банка-инвестора не нарушался. При этом, оценивая масштабы бизнеса и финансовые возможности банка-инвестора, мы принимаем во внимание и иные активы, которые есть у его владельцев. Допустим, есть некий условный инвестор, у которого за душой 50 млрд руб., из них 20 млрд руб.-- это банк, а еще 30 млрд руб.-- стоимость других чистых активов. В итоге мы исходим не из 20 млрд, а из 50 млрд руб. Так, например, при оценке СКБ-банка, взявшегося за оздоровление Свердловского губернского банка, мы учитывали факт его принадлежности к группе "Синара", куда входят предприятия не только финансовой направленности.

-- Были ли случаи, когда ЦБ с первого раза не одобрял инвестора или же когда на один санируемый банк претендовали несколько инвесторов? Как выбирался окончательный покупатель?

-- Мы сталкивались лишь со второй ситуацией. При наличии нескольких инвесторов выбор окончательного покупателя -- результат договоренностей старых и новых владельцев банка.

-- Сколько банков сейчас проходит оценку ЦБ и АСВ на предмет финансовой устойчивости? Среди них больше столичных или региональных? Есть ли у Банка России хотя бы приблизительные собственные количественные критерии отбора банков, подлежащих санации?

-- Я принципиально не озвучиваю цифры, поскольку они способны разбить банковскую систему на две части -- "черную" и "белую", что было бы неправильно. В настоящее время проверяется несколько банков, большинство из них региональные. Но не потому, что в регионах больше проблем. Просто из-за большой концентрации банков в Москве социальная
значимость тех из них, кто не имеет широкой филиальной сети, гораздо меньше, чем у банков с теми же параметрами в регионах.

Интервью взяла Светлана Ъ-Дементьева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное