Новости

Первый ушел. СБ Банк отказывается от розничного бизнеса. Эксперты полагают, что единственный возможный путь развития для средних банков -- уход в сегмент обслуживания малого и среднего бизнеса

СБ Банк (бывший Судостроительный банк) намерен отказаться от розничного бизнеса, о чем публично сообщит сегодня. "Мы больше не видим розницу в качестве приоритетного направления развития бизнеса,-- заявили Ъ в СБ Банке.-- В отличие от традиционного пути преобразования большинства корпоративных банков в розничные, мы намерены сосредоточиться на комплексном обслуживании корпоративных клиентов, в основном на кредитовании малого и среднего бизнеса".

СБ Банк начал развивать розничное направление в июле прошлого года. Тогда было запущено несколько ипотечных программ, затем банк начал выпускать кредитные карты. По данным отчетности банка на конец 2006 года, за год
существования розничного бизнеса розничные активы достигли 5% кредитного портфеля СБ Банка.

Случай СБ Банка беспрецедентен. "Я не припоминаю, чтобы банки любого уровня отказывались от розничного бизнеса",-- говорит первый зампред правления Собинбанка Игорь Дуда. Отказаться от розницы банк заставила ситуация на рынке. "Синдицированные кредиты для средних банков дороги, а привлечение средств через секьюритизацию розничных кредитов
затруднено текущим состоянием финансового рынка",-- рассуждает директор по развитию клиентского бизнеса Альфа-банка Максим Першин.

Дополнительным стимулом к отказу от розничного бизнеса, по мнению господина Першина, могло стать также снижение маржи банков в розничном сегменте в связи с раскрытием эффективных ставок и отказом от допкомиссий флагмана этого рынка -- банка 'Русский стандарт'". Игорь Дуда считает, что еще ряд банков могут последовать примеру СБ Банка. По его мнению, средние банки, только начинающие развивать розничный бизнес, в нынешних условиях не имеют шансов на розничном рынке.

Выход в сегмент обслуживания крупных корпоративных клиентов для средних банков тоже закрыт. "Из-за невысоких рейтингов и, соответственно, более дорогого финансирования такой банк не может конкурировать по стоимости кредитов с крупными игроками,-- пояснил Максим Першин.-- Кроме того, он не может обеспечить крупным клиентам достаточные лимиты".

Эксперты полагают, что единственный возможный путь развития для таких банков -- уход в сегмент обслуживания малого и среднего бизнеса, объем которого участники рынка оценивают в $60-70 млрд. "Конкуренция в этом сегменте пока еще невысока,-- рассуждает господин Першин.-- Да и запросы клиентов можно финансировать за счет текущей ликвидности".
При этом процентные и комиссионные доходы от кредитования малого и среднего бизнеса выше, чем сейчас в рознице, а кредитные риски ниже. По оценкам зампреда правления банка "Возрождение" Николая Орлова, этот сегмент растет на 60-70% в год.

Светлана Ъ-Дементьева, Анна Ъ-Дорофеева

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное