Новости

Авиаперевозки уходят в штопор. В мире в 2009 году они снизятся на 3%, а в России -- на 10-30%

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) прогнозирует на 2009 год убытки авиакомпаний на уровне $2,5 млрд и спад объема пассажирских авиаперевозок на 3%.

IATA вчера опубликовала прогноз финансового состояния авиационной отрасли на 2009 год. Прогноз оказался более оптимистичным, чем предыдущий, опубликованный три месяца назад. По мнению экспертов IATA, чистый убыток мировых авиаперевозчиков в 2008 году составит $5,1 млрд (в сентябре ассоциация оценивала убытки по итогам года в $5,9 млрд), а в 2009 году -- $2,5 млрд против $4,1 млрд по предыдущему прогнозу. Глава IATA Джованни Бисиньяни пояснил, что коррекция финансового прогноза произошла за счет снижения цен на нефть и, соответственно, авиакеросин. Тем не менее финансовое положение авиакомпаний сейчас господин Бисиньяни назвал худшим за последние 50 лет.

Вместе с тем прогноз производственных показателей по отрасли IATA снизила. Если еще в сентябре ассоциация надеялась, что объем мировых авиаперевозок, несмотря на кризис, в 2009 году вырастет на 2,9%, сейчас она уже признает неизбежность спада. Снижение объемов авиаперевозок в среднем на 2% началось уже в сентябре-октябре, говорится в отчете IATA.

Министр транспорта РФ Игорь Левитин, который вчера объявил собственный прогноз темпов роста авиаперевозок в России, был еще более пессимистичен, чем IATA: по мнению министра, в России в 2009 году объем авиаперевозок может снизиться на 10%. Господин Левитин отметил, что, наряду с железнодорожными, авиаперевозки оказались наиболее подверженным негативному эффекту кризиса видом транспорта.

Впрочем, эксперты считают, что прогноз Игоря Левитина может быть даже чрезмерно оптимистичным. Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак поясняет более резкий спад авиаперевозок в России по сравнению с остальным миром рядом факторов. Прежде всего, российские авиакомпании до сих пор вынуждены тратить слишком много денег на обновление парка: пошлины на ввоз западных самолетов до сих пор не отменены, а меры по субсидированию лизинговых платежей не выполняются, говорит господин Рыбак. Во-вторых, западные авиаперевозчики все же имеют доступ к относительно дешевым кредитным ресурсам, а российские занимают не дешевле, чем под 25%, говорит господин Рыбак. Да и авиационный керосин на Западе дешевеет быстрее, чем в России, добавляет он. Эксперт считает, что в лучшем случае спад в 2009 году составит 20%, в худшем -- 30%. Гендиректор компании "Ютэйр" Андрей Мартиросов говорит о 30-процентном спаде.

Петр Ъ-Мироненко


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное