Новости

Российские компании не привыкли к дефляции. Так уже сложилось, что они не умеют снижать цены, но придется научиться: иначе в этом году просто не выжить

Правила игры

В ценообразовании изучала спецкорреспондент отдела потребрынка Анна Ъ-Рябова

Статьи про новогодние распродажи на Западе оказываются все-таки драматичнее, чем про отечественные. Да что там новогодние цены! Индекс потребительских цен в США уже в октябре снизился на 1 процентный пункт, в ноябре -- на 1,7 п. п., причем энергоресурсы в ноябре подешевели аж на 17 п. п., привязанные к ценам на них транспортные тарифы -- на 9,8 п. п. Хотелось бы как-то присоединиться к этому мировому тренду: денег стало меньше объективно у всех, соответственно, тем, кто все же готов их тратить, резонно было бы ждать для себя скидок и прочих преференций.

Но как-то ничего подобного на российском рынке потребительских товаров не наблюдается. В любой отрасли производители находят причины для повышения цен: молочные и соковые компании ссылаются на ввод отраслевых технических регламентов, табачные и алкогольные -- на повышение акцизов, пивные -- на подорожание солодовенного сырья. Ну и, конечно, все без исключения -- на снижающие рентабельность валютные колебания: занимали компании в долларах или евро, а выручка рублевая.

Казалось бы, если крупная ресторанная сеть договаривается о 50-процентной скидке по арендным платежам и 40-процентной скидке на закупку мяса (а рынок знает пример такой сети), то и стейки в ее меню должны оказаться дешевле? Пока что в сухом остатке -- снижение розничных цен на бензин в лучшем случае на 20%, прежние тарифы на такси, старые ценники в "Азбуке вкуса" и Mercury, подорожавшая в течение последнего квартала на 8 тыс. руб. аренда однокомнатной
квартиры в районе станции метро "Сходненская". Моя коллега рассказала, что ее парикмахер, услугами которой она пользовалась в течение восьми лет, подняла цены на свои услуги, мотивировав это увеличением цен на краску и лаки из-за роста курса валют.

Цены росли до кризиса и растут в кризис -- получается, для потребителя нет разницы. "Российские компании не привыкли к дефляции. Так уже сложилось, что они не умеют снижать цены, но придется научиться: иначе в этом году просто не выжить",-- рассуждает банковский аналитик, специализирующийся на потребительском секторе.

С другой стороны, наверняка владельцы торговых центров не сами пришли к своим арендаторам с предложением снизить им ставки на 50%, и простым покупателям нужно быть активнее в выбивании скидок? Например, мой коллега, выбирая в гипермаркете Media Markt плиту, в шутку предложил купить понравившуюся модель не за 7 тыс. руб., а всего за 5 тыс. руб. После минутного звонка продавца менеджеру плита уехала с ним домой.


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное